Бородкин Осмо Павлович
График, художник книги
О.П. Бородкин.
Карел Осмо Бородкин родился в крае, где издавна бытовали эпические песни. На карте путешествий Элиаса Лённрота в Северную Карелию значится и родная деревня Бородкина – Оланга. Осмо полюбил древние руны еще в раннем детстве. Он не раз слышал их от отца и деда, от старожилов Оланги, а когда учился в средней школе в поселке Кестеньга, изучал эпос на уроках как основной предмет. С тех пор «Калевала» стала для него учебником красоты и мудрости на многие годы.
Впечатления детства, связанные с эпосом, подспудно всегда жившие в душе Осмо Бородкина, художественно ярко и самобытно проявились в последние годы его жизни, целиком отданные «Калевале». Он был первым художником-карелом, обратившимся в своем творчестве к эпосу. К сожалению, работа Осмо Бородкина над «Калевалой» осталось незавершенной. Но то, что им сделано, позволяет судить о незаурядном, хоть и не до конца развившемся, таланте художника, о его глубоком и оригинальном прочтении древних рун своего народа.
В семье Бородкина сохранился макет задуманной им книги. На пожелтелых от времени страницах с перепечатанными на машинке текстами рун видны заметки художника, наброски композиций заставок, рисунки орнаментов. Не имея никакого опыта в книжной иллюстрации, Осмо Бородкин интуитивно нашел верный путь к пластическому прочтению «Калевалы» - ведь это были песни его народа!
Притягательная сила иллюстраций Осмо Бородкина прежде всего в их национальном своеобразии, в том едва уловимом «местном» аромате, который под силу передать, наверное, только художнику, родившемуся на земле «Калевалы».
Цикл иллюстраций состоит из большого количества заставок к рунам и немногих страничных рисунков. Они выполнены акварелью и гуашью и содержат истинно карельские типажи, пейзажи и орнаменты, поэтически осмысленные и обобщенные художником… Работая с натуры, Осмо Бородкин не был ее рабом. Натура не сковывала его творческого воображения. Оно питалось не только воспоминаниями детства, но и знаниями древних обычаев карел, их быта, народного искусства и нежной любви к родной северной природе. Знания и интуиция органично соединялись в иллюстрациях Бородкина к «Калевале». В них читаются наивное простодушие древних рун и их непреходящая с веками мудрость.
Грубоватость рисунка соседствует с красотой и изысканностью колорита. Для «калевальских» акварелей О. Бородкина характерна сдержанная коричнево-охристая гамма. Цвет в них всегда условен, обобщен. По своему лаконизму и немногословности акварели О. Бородкина сродни цветной гравюре, что отмечал в своей монографии о творчестве Осмо Бородкина, изданной в Петрозаводске в 1959 году, ленинградский искусствовед В.И.Плотников.
Заставки к рунам О.Бородкин обрамил орнаментальными узорами, взятыми из народных вышивок, древнюю символику которых он умел читать с детства. Большинство заставок художником были закончены и могли бы быть включены в книгу. Что же касается страничных иллюстраций, то многие из них сохранились лишь в виде эскизов и набросков. В большом цикле акварелей, гуашей и рисунков О. Бородкина нашли воплощение далеко не все образы «Калевалы», особенно женские ( Айно, мать Лемминкяйнена, невеста Похъелы и др). Художник отдавал предпочтение не лирическим, а драматическим образам эпоса, наполненным накалом чувств и страстей. Любимый образ О.Бородкина – одинокий, обиженный и страдающий раб Куллерво. Этот образ наиболее четко психологически и пластически разработан художником.
Осмо Бородкин, как правило, не конкретизирует внешние, «портретные», черты персонажей эпоса, чаще всего изображая их издалека, силуэтно, делая акцент на пластике и динамике фигур и их связи с окружающей природной средой. По такому принципу решены лучшие его акварельные листы, такие как «Вяйнямейнен строит лодку», «Еукахайнен подстерегает Вяйнямейнена», «Випунен» и другие. Куллерво изображен крупным планом. В нем узнаются черты самого художника.
Куллерво – это автопортрет О.Бородкина последних лет его жизни, отмеченных неизлечимыми болезнями (результат ранений, полученных в Великую Отечественную войну) и напряженных, вдохновенным трудом над «Калевалой» В процессе работы над эпосом мужал щедро данный О Бородкину от природы талант, но из-за ранней смерти художника он не успел развиться в полную силу.
Осмо Бородкин сердцем чувствовал музыку древних рун своего народа и хотел, чтоб она зазвучала в иллюстрациях к ним. Выполненные более тридцати лет назад, они и сейчас смотрятся свежо и современно. Это показала перавя выставка произведений Осмо Павловича Бородкина, организованная Музеем изобразительных искусств Карельской АССР к 70-летию со дня рождения художника в июне 1983года. В том же году в Карелии вышло в свет миниатюрное сувенирное издание «Калевалы» с иллюстрациями О. Бородкина. Лучшие работы из «калевальского» цикла О.Бородкина принадлежат истории карельского изобразительного искусства и хранятся в музеях Карелии.
С.К. Полякова.