Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Григорьева Галина Васильевна

Художник-ювелир, мастер декоративно-прикладного искусства

Галина Васильевна Григорьева – прирождённый художник.

Её творчество вдохновляли красота природы Карелии  и традиции народного декоративного искусства наших, богатых талантами, земель.  Красочность камней Севера пробудили её интерес к работе художника-ювелира. Совершенство народной  декоративной  живописи заставило её работать в области росписи по дереву. Народный костюм увлёк своим богатством  художественных возможностей, мудростью приёмов народного кроя, соединения  в нём драгоценных вышивок, шитья золотом и  жемчугом.  А береста  подсказала возможность  создания весьма разнообразных украшений к современному костюму.

    Галина Васильевна родилась в 1937 году в Приладожье, в посёлке Паша Ленинградской области. Здесь прошла её юность, а детство – в Мурманске на берегу Баренцева моря, где  формировалось ярко проявившееся в её творчестве поэтическое восприятие  природы. С 1960 г. она жила и работала в Петрозаводске, занималась в студии изобразительного искусства при Доме народного творчества . Узнав о Постановлении партии и правительства о развитии народных художественных промыслов, она  поступает на завод «Авангард» в 1967 году, где организует участок по выпуску  сувениров из дерева.  Эта работа потребовала  от мастера серьёзного изучения   народного творчества Карелии. Уже в эти годы  Галину Васильевну манят  своей красотой  архитектурно-исторический  заповедник «Кижи» и богатейшие коллекции народного искусства в фондах музеев Петрозаводска. Она часами рассматривала народные вышивки, а таинственный блеск жемчуга и аметистовой друзы пробудил мечту стать художником-ювелиром.  В её библиотеке появились первые  книги по народному и декоративному искусству, фольклору, ювелирному  делу,  художественной обработке дерева и металла.

     В выполнении своих желаний Галина Васильевна всегда была инициативна и смела. В1972 г. во время отпуска она едет  на Урал в г. Пермь на ювелирно-гранильный завод.  Опытные мастера быстро оценили способности и серьёзное  отношение к делу их неожиданной ученицы.  Под их руководством художница  знакомится с производством, быстро усваивает ручную  обработку поделочных камней и технологию изготовления филигранных изделий.  Начиная с 1972 года, Галина  Григорьева принимает участие в работе творческих семинаров, проводимых в Петрозаводске на предприятии «Карельские сувениры», которыми руководили художники и историки искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности г. Москвы. Выполняет зарисовки с подлинных произведений  народных мастеров, изучает коллекции прикладного и народного искусств в музеях Карелии, Москвы, Ленинграда.

     С 1974  по 1976 годы на базе Технического училища  №19 г. Петрозаводска  Г. В.  Григорьева готовит первую группу мастеров росписи по дереву для  комбината «Карельские сувениры». Её ученицы стали лучшими мастерами в цехе росписи. С 1976 по 1978 годы она и сама работает в области росписи на этом комбинате.  Затем она  решает посвятить себя самостоятельному творчеству в области ювелирного дела. Дружеские советы таких прекрасных художников как Ю. И. Паас-Александрова и М. А. Тоне оказывают большое влияние  на развитие  творчества Галины Васильевны. Её друзьями становятся  сотрудники Ленинградского всесоюзного научно-исследовательского института ювелирной промышленности и Московского научно-исследовательского  института художественной промышленности. Её консультирует крупнейший советский учёный  в области ювелирного искусства, доктор исторических наук М. М. Постникова-Лосева - таковы  были университеты Г. В. Григорьевой.

   Своеобразие ювелирного творчества   Галины Васильевны формировалось в процессе изучения народно искусства Карелии. Привлекают внимание произведения, навеянные поэтическими  рунами «Калевалы»: это комплект «Руны», гарнитур «Поморочка»,  украшения  «Марьятта», «Невеста Похьелы», фибулы - карельские броши и др.  Комплект «Праздник Севера» поражает нас великолепием лёгких и пышных узоров, свободные темпераментные ритмы узоров  в сочетании с мерцанием камней передают красоту природы Севера и бурную энергию народной жизни. На тему величия природы Карелии Григорьева  создаёт произведения  такой чарующей красоты, что их можно сравнить с прекрасными строками стихотворения Николая Заболоцкого, - это гарнитур «Ламбушки» и «Лесные озёра»:

Опять мне блеснула

                              окована сном

Хрустальная чаша во

                                  мраке лесном.

 

    Одной из ценнейших особенностей в её творчестве является  использование  дешёвых материалов и поделочных камней Севера: аметиста, лиддита, халцедона, кварца, порфирита, перламутра, морских ракушек…  Простая береста превращается в руках мастера в нарядные золотистые украшения, которые ласкают глаз мягкостью  цвета, пластичностью формы, лёгкостью и простотой исполнения.

   Творческая дружба Галины Григорьевой с собирателем фольклора, балетмейстером Виолой Мальми увлекла её   в область  работы над сценическим костюмом. Ею были созданы головные уборы  для фольклорного коллектива «Карьяла», подобные тем, какие носили в Карелии с   XVIII    по начало ХХ веков. Для  этого ансамбля к сценическому представлению  по эпосу «Калевала» были созданы комплекты костюмов для солисток и вокальной группы. Ансамблю бального танца «Ритм» для карельского танца  были сделаны  костюмы, украшенные берестой.

   Галина Григорьева – художник многоплановый.   В её творчестве постоянно возникали новые образные решения. В области современного  декоративно-прикладного искусства Карелии  творчество Г. В. Григорьева   составляет одну из ярких страниц  и   является примером соединения народных традиций и современных образных решений.

                                           В. М. Вишневская
                                  кандидат искусствоведения,

                                член Союза художников СССР