Григорьева Галина Васильевна
Художник-ювелир, мастер декоративно-прикладного искусства
Галина Васильевна Григорьева – прирождённый художник.
Её творчество вдохновляли красота природы Карелии и традиции народного декоративного искусства наших, богатых талантами, земель. Красочность камней Севера пробудили её интерес к работе художника-ювелира. Совершенство народной декоративной живописи заставило её работать в области росписи по дереву. Народный костюм увлёк своим богатством художественных возможностей, мудростью приёмов народного кроя, соединения в нём драгоценных вышивок, шитья золотом и жемчугом. А береста подсказала возможность создания весьма разнообразных украшений к современному костюму.
Галина Васильевна родилась в 1937 году в Приладожье, в посёлке Паша Ленинградской области. Здесь прошла её юность, а детство – в Мурманске на берегу Баренцева моря, где формировалось ярко проявившееся в её творчестве поэтическое восприятие природы. С 1960 г. она жила и работала в Петрозаводске, занималась в студии изобразительного искусства при Доме народного творчества . Узнав о Постановлении партии и правительства о развитии народных художественных промыслов, она поступает на завод «Авангард» в 1967 году, где организует участок по выпуску сувениров из дерева. Эта работа потребовала от мастера серьёзного изучения народного творчества Карелии. Уже в эти годы Галину Васильевну манят своей красотой архитектурно-исторический заповедник «Кижи» и богатейшие коллекции народного искусства в фондах музеев Петрозаводска. Она часами рассматривала народные вышивки, а таинственный блеск жемчуга и аметистовой друзы пробудил мечту стать художником-ювелиром. В её библиотеке появились первые книги по народному и декоративному искусству, фольклору, ювелирному делу, художественной обработке дерева и металла.
В выполнении своих желаний Галина Васильевна всегда была инициативна и смела. В1972 г. во время отпуска она едет на Урал в г. Пермь на ювелирно-гранильный завод. Опытные мастера быстро оценили способности и серьёзное отношение к делу их неожиданной ученицы. Под их руководством художница знакомится с производством, быстро усваивает ручную обработку поделочных камней и технологию изготовления филигранных изделий. Начиная с 1972 года, Галина Григорьева принимает участие в работе творческих семинаров, проводимых в Петрозаводске на предприятии «Карельские сувениры», которыми руководили художники и историки искусства Научно-исследовательского института художественной промышленности г. Москвы. Выполняет зарисовки с подлинных произведений народных мастеров, изучает коллекции прикладного и народного искусств в музеях Карелии, Москвы, Ленинграда.
С 1974 по 1976 годы на базе Технического училища №19 г. Петрозаводска Г. В. Григорьева готовит первую группу мастеров росписи по дереву для комбината «Карельские сувениры». Её ученицы стали лучшими мастерами в цехе росписи. С 1976 по 1978 годы она и сама работает в области росписи на этом комбинате. Затем она решает посвятить себя самостоятельному творчеству в области ювелирного дела. Дружеские советы таких прекрасных художников как Ю. И. Паас-Александрова и М. А. Тоне оказывают большое влияние на развитие творчества Галины Васильевны. Её друзьями становятся сотрудники Ленинградского всесоюзного научно-исследовательского института ювелирной промышленности и Московского научно-исследовательского института художественной промышленности. Её консультирует крупнейший советский учёный в области ювелирного искусства, доктор исторических наук М. М. Постникова-Лосева - таковы были университеты Г. В. Григорьевой.
Своеобразие ювелирного творчества Галины Васильевны формировалось в процессе изучения народно искусства Карелии. Привлекают внимание произведения, навеянные поэтическими рунами «Калевалы»: это комплект «Руны», гарнитур «Поморочка», украшения «Марьятта», «Невеста Похьелы», фибулы - карельские броши и др. Комплект «Праздник Севера» поражает нас великолепием лёгких и пышных узоров, свободные темпераментные ритмы узоров в сочетании с мерцанием камней передают красоту природы Севера и бурную энергию народной жизни. На тему величия природы Карелии Григорьева создаёт произведения такой чарующей красоты, что их можно сравнить с прекрасными строками стихотворения Николая Заболоцкого, - это гарнитур «Ламбушки» и «Лесные озёра»:
Опять мне блеснула
окована сном
Хрустальная чаша во
мраке лесном.
Одной из ценнейших особенностей в её творчестве является использование дешёвых материалов и поделочных камней Севера: аметиста, лиддита, халцедона, кварца, порфирита, перламутра, морских ракушек… Простая береста превращается в руках мастера в нарядные золотистые украшения, которые ласкают глаз мягкостью цвета, пластичностью формы, лёгкостью и простотой исполнения.
Творческая дружба Галины Григорьевой с собирателем фольклора, балетмейстером Виолой Мальми увлекла её в область работы над сценическим костюмом. Ею были созданы головные уборы для фольклорного коллектива «Карьяла», подобные тем, какие носили в Карелии с XVIII по начало ХХ веков. Для этого ансамбля к сценическому представлению по эпосу «Калевала» были созданы комплекты костюмов для солисток и вокальной группы. Ансамблю бального танца «Ритм» для карельского танца были сделаны костюмы, украшенные берестой.
Галина Григорьева – художник многоплановый. В её творчестве постоянно возникали новые образные решения. В области современного декоративно-прикладного искусства Карелии творчество Г. В. Григорьева составляет одну из ярких страниц и является примером соединения народных традиций и современных образных решений.
В. М. Вишневская
кандидат искусствоведения,
член Союза художников СССР