Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Ланкинен Лео Фомич

Скульптор, живописец, театральный художник

Лео Фомич Ланкинен.

       Творчество народного художника РСФСР, лауреата Государственной премии им И.Е. Репина, скульптора-академика Лео Фомич Ланкинена принадлежит России. Его произведения хранятся в Государственной Третьяковской галерее, В Государственном Русском музее, во многих музеях страны, но наиболее  полно и ярко творчество художника представлении в Музее изобразительных искусств Республики Карелия.

        Лео Ланкинен  известен прежде всего как выдающийся мастер скульптурного портрета, но его уникальный талант многогранен: он оформил более 20 спектаклей на сценах петрозаводских театров, в том числе такие, как «Кумоха», «Калевала», «Матушка Кураж», имевшие большой успех у зрителей.  Ланкинен - автор многих памятников и скульптурных композиций, установленных в разные годы в Карелии, Финляндии, Америке.

      Он – талантливый живописец, сказавший свое неповторимое слово в жанре натюрморта, по существу, ставший его родоначальником в профессиональном  искусстве Карелии 50-х годов ХХ века. Лео Фомич писал простые вещи, окружающие человека в аскетичном послевоенном быту, но всегда воплощал на холсте неожиданно острые пластические и образные решения. Его натюрморты были новаторскими для того времени и не всеми тогда понятыми. Один из местных журналистов на страницах газеты «Ленинское знамя», имея в виду его «Студенческий натюрморт», даже обвинил Л. Ланкинена в «формализме западного толка». Сейчас подобные обвинения кажутся, по меньшей мере, странными. По манере письма, по красоте и сочности живописи, по своей образной и композиционной структуре картины Лео Ланкинена 50- годов опередили свое время, став заметным явлением не только в Карелии, но и в искусстве России тех лет.Удачно объединив элементы натюрморта с пейзажем в картине 1959 года «В ожидании парохода», художник создал поэтический образ любимой им Карелии.

       В 80-годы Л.Ф. Ланкинен  вновь вернулся к живописи, создав цикл небольших по размеру лирических пейзажей, отмеченных нежностью чувства и мастерством исполнения.

     Живопись и скульптура сосуществуют рядом в творчестве Л. Ланкинена, взаимно обогащая и дополняя друг друга. В своих скульптурных портретах, чаще всего в женских, он активно использует цвет, применяя способ травления бронзы, отчего металл приобретает зеленоватый оттенок.  Так выполнены широко известные женские портреты художника  «Сиркка» (авторский вариант в ГТГ), «Карельская девушка», «Комсомолка 30-х годов», удостоенные Золотой медали Академии художеств России. Начиная с раннего, выполненного в мраморе портрета Маруси Светловой из карельской деревни Декнаволок, Л. Ланкинен создал большую галерею образов северянок, подкупающих обаянием и поэтической загадкой женщин Севера, которую разгадал скульптор, выразив в этих портретах идеал женской красоты. Художнику удалось постичь саму суть национального северного характера – и не только в лирических женских портретах. Вспоминая его многочисленные изображения знаменитых  финнов и карел, невольно видишь коллективный портрет нации, ярким представителем которой был и  сам Лео Ланкинен.

       Никто другой из российских скульпторов не чувстовал так пластику лица и души финнов и карел, как Л Ланкинен. Им руководил глубочайший интерес в Человеку вообще и особенно к людям, рожденным и живущим на Севере.

      Лео Ланкиненупозировали финский режиссер Курт Нуотио (вместе они работали над спектаклями «Охота на ведьм», «Калевала»), писатель, общественный деятель из г. Кухмо (Финляндия) Маркку Ниеминен, карельский композитор Гельмер Синисало и другие известные в Финляндии и Карелии люди. В их портретах органично соединились национальные и индивидуальные черты, неповторимо-личностное, присущее только этим людям и нечто общее, присущее нации…

     Особое место в творчестве Л. Ланкинена занимает его многолетняя работа над портретами политических деятелей Карелии 20-30-х годов. Он первый увековечил в бронзе память о продкомиссаре Иване Петрове, председателе карельского Совнаркома Эдварде Гюллинге, герое гражданской войны Тойво Антикайнен, вводя их имена и образы в контекст современного искусства Карелии.

     Работа была трудной и ответственной перед историей – Лео Фомич это понимал. Многие дни провел он в карельских архивах, разыскивая необходимый визуальный материал, встречался и беседовал с людьми, знавшими

     И.Петрова, Э.Гюллинга, Т.Антикайнена. Перед скульптором стояла трудная задача – передать не только портретное сходство, но и сам дух времени, в котором жили его герои.

        Лео Фомич не раз говорил и писал о том, что в скульптуре человек предстает как бы в «очищенном» виде – вне бытовой обстановки или пейзажа, без «говорящих» деталей, работающих на образ, и скульптуру ничего другого не остается, как идти в глубь человека, понять его внутренний мир. 

      «Освещенность « пластических объемов – одно из главных средств и возможностей характеризовать человека в скульптурном портрете. Лео Ланкинен мастерски это использовал во многих своих работах, в том числе и в бюсте Э.Гюллинга. К его образу скульптор вновь вернулся в 90-годы, выполнив для музея  г. Икаалинен (Финляндия), где одно время жил Эдвард Гюллинг, еще один вариант бронзового бюста. Композиция портрета остается предней, но новый эмоциональный оттенок образу Э,А,Гюллинга придал серебристый никель, использованный Л.Ланкиненым в этой работе. Презентация портрета состоялась 14 октября 1996 года в г. Тампере. На ней присутствовал и автор – Лео Фомич Ланкинен.

     Финские газеты писали : «Эдвард Гюллинг вернулся на родину». Там же в Тампере, есть мемориальный музей Владимира Ильича Ленина, где находится портрет вождя Октябрьской революции, созданный карельским скульптором Лео Ланкиненым. Ленинская тема, как известно, занимает весьма значительное место в творчестве Л.Ф.Ланкинена, о ней нельзя не сказать. Молодой Ланкинен начал работать над образом В.И.Ленина ещё в начале  50-годов (гранитный бюст В.И.Ленина в зимней одежде). В 1969 году Лео Фомич выполнил портрет вождя в бронзе. Скульптура с успехом экспонировалась в Москве на Всесоюзной выставке к 100-летию со дня рождениям В.И.Ленина и признана столичной критикой одним из лучших ленинских портретов в российской скульптуре тех лет.

      В одном  из своих интервью периода перестройки художник признался: «Счастьем считаю для себя удачное исполнение портрета великого Ленина», и, думаю, был он искренен в своем признании. Л.Ланкинен никогда не отрекался от своих прежних работ – независимо от того, как на данном этапе относилось общество к людям, чьи портреты он создавал.

      Над портретом Рагнара Руско – поэта, публициста, организатора Финского театра в Петрозаводске – Лео Фомич работал в общей сложности пять лет. Рагнара Руско он никогда не видел сам, но встречался с людьми, которые его знали, слушал их воспоминания. Помогла в работе над образом Р.Руско актриса и родственница скульптора Дарья Кузьминична Карпова, работавшая с ним в 30- годы. Портрет получился психологически емким и пластически выразительным. Скульптор подчеркнул в образе Р.Руско преданность любимому делу и чувство гражданственности. Эти качества были присущи лучшим представителям творческой интеллигенции Карелии 20-30-х годов, и Лео Ланкинен не погрешил против истины, выявляя в своих героях черты истинного патриотизма и гражданственности.

       Федор Ивачев – карел из деревни Ругозеро – один из создателей Союза писателей Карелии и многолетний бессменный редактор газеты «Тотуус». Лео Ланкинен был знаком и дружен с ним многие годы, но портрет лепил уже после его смерти, по памяти. А память на лица у скульптора ЛеоЛанкинена была удивительно цепкой. Кажется, что портрет Ф. Ивачева сделан им с натуры – так он убедителен. Сразу видно, что это портрет карела.      

          Финн Лео Ланкинен был кровно связан с национальной историей и культурой, с людьми, которые ее представляли. Доказательство тому _ его портреты народных сказителей Карелии: Т.Перттунен, М. Михеевой, Ё.Хямяляйнен, исполненные скульптором в 50-годы, а также портреты Р.Руско, Ф,Ивачева, Г.Синисало и др. известных деятелей культуры Карелии.

      Московский скульптор Олег Комов, хорошо знавший Лео Ланкинена и его творчество, в статье «Советская скульптура наших дней» справедливо писал отом,что за портретами Лео Ланкинена угадываются целые эпические пласты. Они просматриваются не только в типажах его портретов, но и в самом характере мышления карельского скульптора, в неторопливой манере лепки, в спокойной ритмике его работ.

    В Карелии, как известно не было давших скульптурных традиций, и Лео Фомича Ланкинена можно считать первооткрывателем жанра скульптурного портрета в современном изобразительном искусстве республики, и здесь его заслуги трудно переоценить.

    Искусству портрета Л.Ф.Ланкинен учился на высоких классических образцах. Будучи действительным  членом Академии художеств и постоянным членом российских и зональных  выставочных комитетов, Лео Фомич много ездил по стране, бывал в Италии, Испании, Греции, Японии, Германии, Америке, не говоря уже о соседней Финляндии, где был частым и желанным гостем. В этих деловых поездках он работал, и учился, открывая для себя пласты классического и современного искусства.

      В 80-90-е годы талант скульптора набрал полную силу и засиял новыми гранями. Теперь его портреты передавали тончайшие нюансы человеческих характеров и настроений (писатель Маркку Ниеминен, скульптор Гукас Чубарян), по-новому зазвучали металл и бронза.

        Возвращаясь к темам и моделям своих ранних работ (Маруся Светлова из Декнаволока и др.) Ланкинен усовершенствовал форму и цветовую нюансировку портретов, удачно вводя в них декоративные элементы: в частности, обработку поверхности скульптуры серебристым никелем. В творчестве карельского скульптора появились детские портреты (авиамоделист Виктор Белов) отразившие характер и обаяние юности 80-х годов. Его портреты последнего десятилетия обрели утонченную изысканную пластику, не утратив при этом глубины содержания.

    ….. Много душевных  и физических сил отдал Л.Ф.Ланкенен работе над скульптурными композициями и памятниками. Они установлены на карельской земле (памятники героям Великой Отечественной войны Марии Мелентьевой и Петру Тиккеляйнену), в России и за рубежом. «Крест скорби» - последняя и самая многострадальная работа Лео Фомича Ланкинена. Памятник всем финнам и русским, погибшим в 1939-1940 годах открыт в Питкярантском районе в «Долине смерти» (как называют это место) в 2000 году уже после смерти автора.

                                  Две сестры – Россия и Суоми,

                                  Две матери – Суоми и Россия,

                                  Они создали этот скорбный крест

                                  Из самих себя.

                                  И головы их вместе слились,

                                  И руки в надежде, что

                                  Любовь одержит верх.

                                  Это от нас зависит. От каждого.

Этот текст самого Лео Ланкинена. Он расшифровывает идею памятника, соединяющего скорбь и надежду финского и русского народов.

     Л.Ф.Ланкинен лично много сделал для укрепления дружеских и культурных связей между Карелией и Финляндией. У нащих народов есть общее духовное богатство – эпос «Калевала». «Калевальские  корни просматриваются и в творчестве скульптора Лео Ланкинена. В Петрозаводске на перекрестке улиц Кирова и Свердлова по эскизу художника установлен фонтан к 150-летию «Калевалы».

         В семье скульптора хранится эскиз задуманного им памятника Труду. В центре него – большой камень, окруженный фигурами калевальцев. Они обрабатывают житное поле, а Вяйнямейнен играет на кантеле. Радость труда, соединенная с радостью творчества, - такова идея этого неосуществленного проекта.

    Сам Лео Фомич Ланкинен в полной мере испытал и радость труда, и радость творчества. Все сделанное им – Народным художником России, патриотом своей страны, останется нам – его современникам и потомкам. По портретам  карельского скульптора потомки будут представлять духовную суть людей поколения 30-80 годов ХХ века.

                                                                                   Полякова С.К.