Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

           Вениамин Николаевич Попов родился 27 июля 1869 года в местечке Юзовский завод Пермской губернии в семье дьякона. В г. Кунгуре закончил церковно-приходскую школу, а затем и Пермское училище. Отец хотел, чтобы сын, как и он, стал священником. Но судьба распорядилась иначе. В Перми в те годы местный художник С. Шанин открыл частную рисовальную школу, он то и привил юноше Попову любовь к искусству и первые профессиональные навыки.

            Закончив в августе 1891 года Пермскую духовную семинарию, Вениамин Николаевич едет в Петербург поступать в Академию Художеств. Ему 22 года. Он полон надежд и желания учиться в Академии, где преподавал его любимый художник Илья Ефимович Репин. 16 августа 1891 г. Вениамин Николаевич приезжает в Петербург, успешно сдает экзамены в Академию, в первый год обучения проходит там два класса – «головной и фигурный» и переводится в натурный класс, где работа пошла особенно успешно. За 3 года пребывания в Академии Художеств В. Попов закончил все «классы» с серебряными медалями и готов был к конкурсу на золотую медаль – о чем мы узнаем из его автобиографии.

            В 1893-1894 гг. в Академии Художеств прошла реформа образования, многие старые профессора вынуждены были уйти в отставку, на смену им пришли передвижники во главе с И.Е. Репиным и В.Е. Маковским. При Академии было организовано Высшее художественное училище. Его выпускники получали звание «классного художника», дающее им право продолжить учебу в мастерской одного из профессоров Академии Художеств. Вениамин Попов выбрал мастерскую И.Е.Репина, где, как он сам пишет, значительно продвинулся в понимании живописи и рисунка.

            Все в мастерской И.Е. Репина работали с большим подъемом, находясь под обаянием таланта учителя  И.Е. Репин оказал заметное влияние и на молодого Попова. В его ранних холстах петербургского периода и особенно в погрудном портрете Натальи Антоновны Поповой (жены художника) узнается сильный и сочный репинский мазок. Палитра портрета яркая и разнообразная. Сейчас портрет Натальи Антоновны воспринимается как некая живописная жемчужина в творчестве раннего В.Н. Попова, никогда позже, в зрелые свои годы, так уже не писавшего. Жена художника было его любимой моделью. Она позировала для портрета «Женщина с кошкой», получившего в Петербурге высокую награду - премию А.И, Куинджи. Эта работа Попова пропала во время Великой Отечественной войны. Она осталась лишь в воспоминаниях учеников В.Н. Попова. О портрете В.Попова «Женщина с кошкой» с восторгом рассказывали Константин Бутуров и Евгений Лаврененко, видевшие его перед войной в доме В.Н. Попова в Петрозаводске.

            С Натальи Антоновны Поповой написан Поповым и живописный пленер этюд «Женщина на берегу моря. В нем ощущается свежесть ветра, влажность воздуха и быстрый бег балтийских волн с их характерным серо- свинцовым цветом. Фигурка женщины в длинном платье кажется пронизанной ветром. Её силуэт органично вписан в окружающий морской пейзаж. В.Н. Попов мастерски решает здесь сложные профессиональные задачи, не потеряв при этом свежести впечатления от натуры.

            «3-х-летнее пребывание в мастерской И.Е. Репина было важнейшим этапом во всей моей учебе. Для меня было наивысшей наградой работать под руководством И.Е. Репина», - вспоминал позднее В.Н. Попов. «Помню, когда писал дипломную картину «Прибило» (Парусная лодка) в мастерскую вошел Репин. Сосредоточенное, умное лицо, прищуренные глаза, пышная шевелюра… Илья Ефимович подходит к моему мольберту. Сердце учащенно пульсирует и кажется в тишине мастерской слышно его биение. Посмотрел он на работу и говорит: «Очень свежо и правдиво». Эта моя картина позднее попала в музей Казанской художественной школы».

            В 1898 году под руководством И.Е. Репина Вениамин Николаевич закончил жанровую картину «За тканьем». Она была показана сначала в Москве, затем в 1901 году- на международной выставке в Мюнхене, и в 1904 – на юге Франции в г. Сан-Луи. Дальше след картины Попова теряется. Вениамин Николаевич считал, что она погибла в Америке вместе со всеми русским художественным отделом по вине его устроителя афериста Грюнвальда.

            Биограф же Вениамина Николаевича В.М. Агапов- автор многочисленных статей о творчестве В.Н.  Попова – в одной из них  «История одной картины» пишет : « По рассказу В.Н. Попова океанский пароход, на котором находились картины русских художников, потерпел аварию и все они погибли. Позднее, уже в наше время удалось установить, что после выставки в Сан-Луи картина В. Попова «За тканьем» была приобретена для музея американского города Толедо (в штате Огайо), где находится по настоящее время».

            Тема картины была скорее всего подсказана Попову самим И.Е. Репиным. Крестьянскому жанру отдали дань в те годы многие художники-передвижники. «За тканьем» предвосхитила тематику будущих карельских произведений В.Н. Попова, созданных им в Олонецком крае («Олонецкая невеста» и др.). Ею завершаются годы учебы В.Н. Попова в Петербургской Академии Художеств. «Определением Императорской Академии Художеств 2 ноября 1896 года состоявшимся бывший ученик Высшего Художественного училища при Академии Вениамина Попов за отличные познания в живописи и научных предметах  доказанная им во время пребывания в отделении живописи и скульптуры училища, удостоен звания художника с присвоением этому званию… правом на чин X класса при поступлении на государственную службу и с правом преподавания рисования в учебных заведениях». Это выписка из Диплома, скрепленного академической печатью и подписями президента АХ князя Владимира, ректора – И. Репина и секретаря В. Лобойкова. Копия с этого Диплома, выданная В.Н. Попову 2 ноября 1901 года, храниться в Национальном музее Республики Карелия.

            В первые годы после окончания Академии Художеств В.Н. Попов некоторое время жил в Петербурге, имел на Васильевском острове свою мастерскую. Возможно там и написан был им в 1916 году «Портрет учительницы К.В. Шевелевой – Петцель» - типичный для русской салонной портретной живописи начала ХХ века.

            Художники репинской «школы» в своих портретных работах всегда были внимательны у человеку, его внутреннему миру и душевному состоянию «Портрет учительницы К.В. Шевелевой – Петцель» В. Попова в этом смысле – не исключение. Уже не молодая, но все еще обаятельная женщина в модной шляпе с пером, позирующая художнику, интересна ему как тип и одновременно как неповторимая женская индивидуальность, правда несколько скрытая за дежурной светской улыбкой на ее устах. Более конкретно в портрете решено ее окружение. Художник подробно выписывает все детали интерьера – мебель, статуэтку на столе, мольберт и даже пейзаж на нем, очевидно, самого В.Н.Попова, если предположить, что женщина позирует в его мастерской. Сейчас, по прошествии времени, интересно рассматривать эти детали фона, одежды портретируемой. В них – неповторимый аромат времени рубежа ХХ века. Портреты В. Серова, О. Браза, И. Бродского, а также и карельских живописцев А. Андриянова и В.Попова этот аромат сохранили и в этом, думается, их очарование и притягательная сила для современного зрителя, живущего в иной жизненной атмосфере и ритмах.

            И все же, если бы В.Н. Попов написан  только эти «петербургские» портреты («Портрет жены», «Женщина с кошкой», «Учительница К.В. Шевелева-Петцель»  другие), нам  сейчас неизвестные, - он был бы одном из многих живописцев, прошедших школу Репина, но не обретших своего «лица». Многие его ученики потратили свой талант на заказные салонные портреты. Они приносили хороший заработок, известность в определенных кругах, но не давали проявиться индивидуальности художника, сказать свое слово в искусстве. Блестящих, но холодных мастеров кисти в предреволюционные годы в Петербурге было не мало. Трезво оценивая свое творчество раннего петербургского периода, Попов понимал, что его картины не были крупными произведениями большой общественной значимости, как скажем, полотна его учителя И.Е. Репина, хотя сделаны они были технически безупречно, выдержали строгую критику многих жюри и проходили на выставки. И все же какая-то сторона творческих возможностей художника оставалась в Петербурге нереализованной. Попов это чувствовал. Его тянуло на природу, куда-нибудь в тихую русскую провинцию, где можно было внутренне сосредоточиться, услышать себя, найти свои темы в творчестве. Помог случай. В июле 1911 года по рекомендации своего друга академика-слависта Петра Алексеевича Лаврова Попов едет в Олонецкую губернию на этюды. Вот как «живописует» первый приезд  В. Н. Попова в Карелию, его биограф В.М. Агапов.

        «1911 год. Июль. Разрезая зеркальную гладь Свири пароход «Апостол Петр» совершает очередной рейс из Петербурга в Петрозаводск… В многоликой толпе выделяется средних лет мужчина с бледным лицом, обрамленным русской бородкой. Густые брови нависают на золотую оправу пенсне, которое он носит на черном шелковом шнурке, прикрепленном к пуговице жилета. Одет он в клетчатый редингот с капюшоном и такое же кепи. Это петербургский художник Вениамин Попов»

            В первые свои поездки в Олонецкий край В.Н. Попов увлекается видами знаменитых карельских водопадов. Пишет этюды на Киваче, Пор-Пороге, Гирвасе.

На их основе, вернувшись в Петербург, Вениамин Николаевич создает картину «Водопад Кивач». Она экспонировалась на весенней выставке в Петербурге в 1912 году (в настоящее время местонахождение картины неизвестно, этюды к ней хранятся в Национальном музее Республики Карелия).

            Примерно в эти же годы (1912-1914 гг.) была написана Поповым картина «Водопад Гирвас на реке Суне» , композиционно завершенная , но несколько суховатая по живописи в сравнении с натуральным этюдом, датированным 1911 годом.

             Поездки Попова в Карелию становятся ежегодными. Они много дают художнику в творческом плане. Кроме пейзажей, он пишет здесь портреты крестьян («Карелка», «Девочка в платочке»), жанровые картины из сельской жизни («Олонецкая невеста»- экспонировалась на весенней выставке в Петербурге в 1914 году).

            В 1915 году Веанимин Николаевич покупает в дер. Восточной близ Кончозера небольшой деревянный дом, перевозит его в село Царевичи на Укшозеро, живет и работает в нем каждую весну и лето. Здесь на открытой террасе своего дома Попов пишет портрет академика-слависта, крупного ученого в области славянской письменности Петра Алексеевича Лаврова (1856-1929гг.), подчеркнув его широкую русскую натуру, красоту и силу духа этого человека.

             В Косалму, что рядом с Царевичами, каждое лето с 1894 года приезжал с семьей профессор Московского университета, основоположник Московской лингвистической школы академик Филипп Федорович Фортунатов (1848-1914гг.). Его отец Ф.Н. Фортунатов был одно время директором гимназии в Петрозаводске, где с 1857-1863 гг. учился и его сын Филипп Федорович.

             В доме Фортунатовых в Косалме бывали известные русские ученые – академики Шахматов и П.А. Лавров, иностранные лингвисты-ученики и последователи Ф.Ф. Фортунатова. Бывал там и художник В.Н. Попов.

            После смерти Ф.Ф. Фортунова ,  в 1915 г. Академия наук заказала В.Н. Попову портрет Филиппа Федоровича Фортунова. Портрет писался не с натуры, а по памяти, вполне возможно, что попов использовал для работы фотографию Фортунова. (Портрет почти адекватен фотографии Ф.Ф. Фортунова, помещенной в БСЭ ). Очень точно передано внешнее сходство, но живопись портрета несколько суховата и бесстрастна. (

            «Жизнь в Карелии,- пишет в автобиографии В.Н. Попов, - стала приобретать для меня все больший интерес. Сразу же очень захватила меня работа в рисовальной школе, где я был заведующим и преподавал рисование».

            Вениамин Николаевич имел ввиду первую художественную школу в Петрозаводске, открытую там в 1919  году при содействии Наркома просвещения Карелии Парфенова. Там вместе с В.Н. Поповым преподавали художники К.Собакин, А. Андриянов и др. Школа просуществовала всего 2 года, но оставила яркий след в художественном образовании в Карелии и светлую память в сердцах ее учеников. Один из них  - старейший архитектор Александр Михайлович Митрофанов с большой теплотой вспоминает о своих занятиях у В.Н. Попова на страницах своих мемуаров «Записки старого петрозавочанина». Там же воспроизведена фотография группы учащихся и преподавателей школы из архива А.М. Митрофанова.

            В 1921 году художественная школа в Петрозаводске закрылась. В зале Горсовета была устроена выставка работ учащихся. 8 из них продолжили образование в Ленинграде в художественном техникуме, а двое поступили в Академию Художеств, в чем была заслуга В.Н.Попова и других преподавателей школы.

            С 1921 по 1935 гг. Вениамин Николаевич вел уроки рисования и живописи в Петрозаводском педагогическом техникуме, получая большое удовлетворение от этой работы. Он был талантливым педагогом, воспитавшим многих карельских художников.

            Выйдя на пенсию по возрасту, Попов оставляет свою педагогическую службу и два года живет в Царевичах, занимаясь только творческой работой. Живет Вениамин Николаевич в деревне как простой крестьянин - ловит рыбу, заготавливает дрова, возделывает огород. Вместе с женой Натальей Антоновой прожили они там безвыездно и одиноко два с половиной года, но без всякой скуки, как признается художник в своей автобиографии.

             В эти годы Попов работал над картинами «Осень в Карелии» (закончена в 1937 году), «Подледный лов снетка», «Молевой сплав», «Зимняя тракторная лесовывозка в Карелии» . Темой многих картин попова 30-х годов стала жизнь лесорубов, рыбаков, сплавщик. Он один из первых в карельском искусстве запечатлен приметы новой жизни в Советской Карелии.

            Но предметом его особой любви и вдохновения все же оставался пейзаж. Начав писать Карельские водопады в первые свои творческие поездки в Карелию в предреволюционные годы, он продолжил эту тему в 20-30-е годы, написав по заказу Краеведческого музея пейзажные картины «Воицкий водопад» (1928 г.), «Пор-порог» и др.

            Лучший из сохранившихся пейзажей В.Н. Попов той поры «Осень в Карелии» (1937 г.). Он писался в доме – мастерской Попова в Царевичах с видом на Укшозеро в пору  поздней карельской осени. Вениамин Николаевич любил это время года. Осенью Укшозеро как-то по особому оживало, тревожилось, когда дули сильные ветры и свинцовые облака пробегали над холодной серой водой. Кричали чайки над озером и душа волновалась вместе с озером, рождалась светлое чувство сопереживания с природой, своей сопричастности с краской осени. Ее проникновенный поэтический образ создан художником в этом холсте.

 

            В тематических картинах В.Н. Попова 30-х годов больше всего, как нам кажется, удались пейзажные фоны. В них заключено основное эмоциональное содержание произведений. Так, картина «Зимняя тракторная лесовывозка в Карелии» (1936 г.) буквально наполнена зимним морозным воздухом. Заснеженная поляна, где работает трактор, освещена зимним солнцем и кажется розовой в сочетании с голубыми тенями на снегу. Увидев этот холст В. Попова на декаде карельского искусства в Ленинграде в 1937 году И.И. Бродский, знавший Вениамина Николаевича Попова еще по Академии Художеств, сказал: «Как много молодости в этой картине В.Н. Попова, кто бы мог подумать, что ее писал 70-летний художник?».

            В картине «Подледный  лов снетка», в первом ее варианте 1938 года тоже большую роль играет пейзаж.

            Лов снетка  проходит зимой, как правило ночью, при свете зажженных на льду костров. «Каждое мое появление у рыбаков в ночное время,- вспоминал В.Н. Попов,- вызывало у них большое любопытство. Особенно недоумевала деревенская детвора - что ищет дедушка в очках, сам рыбы не ловит, а все что-то высматривает».

            Вениамину Николаевичу хотелось передать в картине контрасты освещения – холодной синей ночи и теплого огня костра, освещающего действия рыбаков. И это ему вполне удалось. Пейзаж в картине более живой, чем сами фигуры рыбаков у проруби. Они решены силуэтно и сливаются с окружающим пейзажем.

          …В 1936 году в Петрозаводске при Доме народного творчества открылась студия изобразительного искусства. Руководил ею В.Н. Попов. В студии у Вениамина Николаевича в 30-40-е годы ХХ века занимались: А.М. Макарьевский – будущий первый председатель Оргкомитета СХ  КАССР, К.Н. Осипова, Александр Акулов (отец скульптора Э.А. Акулова), Дмитрий Бутуров (брат К. Бутурова), И.В. Пети-Черных и ее будующий муж Л.И. Гильберт . Перед войной в студию пришли: О.Ф. Граф, Г.А. Хаккарайнен, К.Л. Бутуров, С.Х. Юнтунен, Е.С. Лаврененко и др. художники.

 

             Великая Отечественная война застала Вениамина Николаевича Попова за работой над картиной «Державин на Киваче», так им и недописанной. Летом 1941 года Попов вместе с женой эвакуировался в г. Белозерск, оставив в Петрозаводске все свои картины и вещи. В начале сентября он вернулся в Петрозаводск, надеясь вывезти кое-что из своих работ, но его торопили с отъездом. С последней баржой Попов попал в Вытегру, а оттуда – в Белозерск, где в тревоге прожил две долгие зимы на скудном военном пайке, в полном одиночестве, переживая смерть своих товарищей-художников, погивших в первые дни войны (Макарьевский, Клоковский). Творчески работать не было ни сил, ни желания. О жизни Вениамин Николаевич в Белозерске мы узнаем из его писем 1942-1943 гг. к ученикам В.М. Агапову и Е.С. Лаврененко.

            Попов душою рвется в Беломорск, где тогда жили И.В. Черных, К.А. Бутуров, В.М. Агапов и другие карельские художники. Ирина Владимировна Черных, исполняющая в годы войны обязанности председателя Союза художников КАССР, добилась разрешения на приезд В.Н. Попова в г. Беломорск. Попов был тяжело болен, отказывали ноги, от недоедания получил дистрофию. Летом 1943 года на вокзале в Беломорске его встретил Константин Буторов, вынес на руках из вагона (Попов уже не мог ходить). В Беломорске Вениамин Николаевич стал получать литерный, т.е. более сытный паек, начал поправляться и работать.

             Парный портрет «Рыбаки-колхозники»- последняя, лебединая песня художника. Он был написан в Беломорске в 1944 году, за год до смерти В.Н. Попова. Портрет поражает удивительной радостью жизни, светлым оптимизмом, верой старого живописца в духовные силы народа-труженика, в скорую победу над врагом. Лица рыбаков, порозовевшие от мороза, притягивают к себе своей открытостью, добротой. В картине созданы цельные и сильные характеры поморов. Это один из самых психологически-глубоких портретов В.Н. Попова. В нем талант портретиста, его любовь к людям просияли последним ярким лучиком. Это портрет- завещание старого живописца, сказавшего незадолго до смерти: - «перед народом надо быть честным». Этой заповеди Вениамин Николаевич Попов был верен всю свою долгую жизнь. Он умер 22 сентября 1945 года. В альбоме натурных рисунков Г.А. Стронка  есть рисунок, помеченный этим днем. Вениамин Николаевич изображен на смертном одре. Кроме этого печального рисунка у Г.А. Стронка есть два натурных портрета, сделанных с В.Н. Попова в 1940 и 1944 годах. Первый исполнен на бумаге углем (принадлежит Национальному музею Республики Карелия). На нем есть автограф Вениамина Николаевича, поставленный в знак одобрения рисунка.

             Для портрета маслом В.Н. попов позировал Г.А. Стронку за год до смерти в 1944 году. Сеансы проходили в доме В.М. Агапова на Казарменской улице в Петрозаводске, где Вениамин Николаевич снимал квартиру в последние годы своей жизни (дом В.М. Агапова был снесен в 1988 году). Вениамин Николаевич позировал Стронку сидя в старинном кресле с любимой своей трубкой в руке. Рядом у кресла – инкрустированная старинная трость ручной работы. И трубка, и трость Попова сохранились.

            Невозможно переоценить вклад который внес Вениамин Николаевич Попов в дело становления профессионального искусства в Карелии. Помимо яркой творческой жизни, Попов был и талантливым педагогом, он создал в Петрозаводске художественную школу и студию изобразительного искусства при Доме Народного Творчества, где получили первые уроки профессиональной грамоты многие известные сейчас в Карелии художники (С.Х. Юнтунен, К.Л. Буторов, Л.И. Гильберт, И.В. Черных, К.М. Осипова и др.). За творческую и педагогическую деятельность В.Н. Попову- первому в Карелии было присвоено высокое звание – народный художник Карельской АССР. В 1940 году он был избран депутатом Верховного Совета Карельской АССР первого созыва.         

                                                                                                                                 С.К. Полякова