Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Редкое дарование Бадри Топурия.

   Нет живописи, кроме постмодерна - такое представление можно получить благодаря рекламе (и саморекламе), прессе (в том числе телевидению). Да, похоже, реализм подустал: редко можно встретить по-настоящему глубокую и нескучную вещь, особенно жанровое полотно.

    А что может быть интереснее, чем рассказ о людях, их отношениях? Секрет такого повествования, кажется, утрачен, и лучше за него не браться.

     Можно было бы и впрямь справлять поминки по бытовому жанру, если бы не выставка работ Бадри Топурия. Живописец из Тбилиси работает в Карелии уже пять лет. Он приобрел известность прежде всего пейзажами. Лесные и городские мотивы порой неожиданны по ракурсам, выразительны по состояниям, остры по цвету и позволяют по-новому взглянуть на наш край.

   Ныне в Доме кукол художник выставил жанры. Тем самым хозяйка дома Татьяна Калинина существенно расширила возможности нового культурного центра на Зареке, она же исполнила эскиз куклы Бадри, встречающей гостей.

     Было опасение, что в тщательно отремонтированном, но все-таки приспособленном помещении картины будут смотреться плохо, разместить удастся немногое. Опасения были напрасными. Топурия, к счастью, избегает распространенной ошибки, укоренившейся благодаря как "выставкам-смотрам" недавнего прошлого, так и "актуальному искусству". В образе, где нет мелочей, где все тесно связано, преувеличенные размеры полотна ведут к измельчанию сюжета, живописная ткань рвется, растягивается. Борясь с этим, художники порой механически "грузят" красочные фактуры на холст.

   Топурия, скорее, преуменьшает размеры холста. Но этого не замечаешь, поскольку зрителя поглощает сущностная сторона вещи. А она формируется благодаря ярко выраженному человеческому - если можно так сказать - таланту автора.

     Внешне сдержанный, немногословный, Топурия душевно относится к своим героям, четко настроен на их состояние, настроение. Художника мало интересует "правильная" красота, он склонен слегка подчеркнуть негармоничность черт лица, нескладность позы, поэтому его герои пластически, типажно всегда индивидуальны. Но поскольку гротеск строится доброй кистью, постольку образ от этого только выигрывает.

     Чаще всего герои позируют в интерьере. Его наполнение, детали быта играют в композиции значительную роль. В холсте "Нато" (1997) тонкий лирико-драматический образ превосходно "резонирует" с огромным букетом цветов. Правда типа, ситуации есть в "Цветочнице" (1996), добрая и сдержанная улыбка автора прочитывается и в "Соседке" (1996), которая с неподражаемой грацией (в этом ей вторит кошка) развешивает белье на балконе.

     Кот, угнездившийся на плече у музицирующей хозяйки - полноправная индивидуальность ("Домашний уют", 1996). С упоительной серьезностью и точностью описывает Топурия сцену стрижки клиента ("В бане", 1997), грузинские типы, реалии и здесь абсолютно узнаваемы.

     Можно было бы и далее характеризовать эти небольшие, но емкие холсты, но лучше их рассмотреть воочию. Хотелось бы отметить другие важные обстоятельства. Рисование у Бадри Отаровича, окончившего Тбилисскую Академию художеств, далеко не академическое. Все разговоры о том, что реализм догматичен, что он нивелирует творческую индивидуальность, здесь демонстрируют свою несостоятельность. Неточны пропорции, порой подчеркнуто нескладны позы, несоразмерны части тела. Все это оказывается не просто несущественным, но органической частью авторской манеры, отношения к герою, сюжету, отношения к несовершенствам нашего бытия. Причем Топурия не изменяет своей манере и в холстах трагедийных ("Афганец", 1995, "Дама с собачкой", 1994). Именно этой органичностью можно объяснить подлинно живописные качества работ: художник нигде не упрощает колорит до декоративных отношений, не сползает к "крашенине".

    В то же время эта манера позволяет органично использовать коллажи - типографские вклейки, подлинные сетчатые фактуры - как это сделано, например, в "Швее" (1998).

   В работах авангардистских по характеру художник изобретателен, темпераментен, убедительно вводит в маленькие форматы реали-стические детали. Все это смотреть не скучно.

    Подытоживая, можно сказать, что академическое начало в работах художника "снято" в философском смысле, оно проявляет себя как базовая структура, как точный вкус, позволяющий отказаться от "норм" во имя целостности индивидуальной манеры. В нее органично вошла и традиция прославленных грузинских "примитивистов". Вот иллюстрация широты, возможностей реализма.

    Зрителю на выставке сразу становится ясно, что Бадри Отарович - художник с ярко выраженной национальной характерностью. Об этом говорят и типы героев, и многие сюжеты - "Пиросмани", "Кинто" (1999), "Грешные" (1997). Но подобно тому, как академическое начало снимается в его вещах образностью, собственно грузинская "фактура", характер мышления поглощаются - не побоимся высокого слова - общечеловеческими качествами.

     Это доброта, внимание ко всем и каждому, к мелочам нашего бытия.

    Конечно, умение видеть и строить сюжет - достаточно редкий дар. Он уже оценен по достоинству не только в Карелии, но и за рубежом, где художник выставляется часто. Будем ценить возможность встретиться с его работами.

Евгений КАЛИНИН, искусствовед.