Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Учуваткин Дмитрий Федорович

Живописец, график, художник интерьера

Футурогуманист Дмитрий Учуваткин

 

Oct. 5th, 2010

    30 сентября в Железнодорожном колледже Петрозаводска открылась выставка художника Дмитрия Фёдоровича Учуваткина. Громко сказано! Просто энтузиасты из этого колледжа повесили там картины. Сложно найти менее удачное для таких выставок место, чем колледж. И прочие окказиональные «выставочные» площадки типа Законодательного собрания или какого-нибудь министерства плохо для этого подходят. Слишком далеки друг от друга художественный нонконформизм, чувство прекрасного и чиновничий дух. Контрастно, эклектично, нелепо будет выглядеть выставка этнофутуриста и авангардиста Учуваткина на фоне всякой казёнщины. Но, к сожалению, специальное место, приуготовленное для художнических эскапад, в Карелии трудно найти. Поэтому сойдёт любой паллиатив. Другое дело, если бы изобразительное искусство определяло атмосферу заведения, его дизайн, а в конечном счёте, и состояние умов. Но об этом можно только мечтать. Увы, искусство у нас маргинально! А жизнь с её прозой, скукой, формализмом – магистральна! Но только искусство, творчество может нас «расформалинить»!


    Правда, железнодорожный колледж – не какое-нибудь военное училище. Тут остаётся небольшое место для развития эстетического чувства, художественного вкуса. Отдадим должное организаторам выставки, которые заботятся о том, чтобы студенты учились получать духовное наслаждение через приобщение к настоящему творчеству.
Дмитрий Учуваткин, без преувеличения, – один из лучших карельских художников, интересен и как личность. Вот бы дополнить эту выставку встречей студентов с ним в неформальной обстановке, за столом!

 
   В коридоре колледжа представлены работы Д.Учуваткина из трёх частных коллекций: И.Порошиной, А.Гречкина и З.Порошиной. Частные коллекции Петрозаводска, философия собирательства – это тема для отдельного, очень интересного разговора. Благодаря коллекционерам художники не только зарабатывают себе на хлеб насущный, но и вступают в отношения с ценителями искусства ко взаимному удовольствию и духовному обогащению. Среда знатоков и поклонников необходима любому таланту.


На выставке 14 работ, но зато каких, – достаточно репрезентативных.

   Безусловно, творчество Дмитрия Фёдоровича сложно для понимания, и часто он сам затрудняется истолковать изображённое им. «Объя-снить мою живопись может тот, кто не художник», - утверждает Дмитрий Учуваткин. «Задача художника – поймать волну, идущую из невидимых сфер, уловить состояние творческого экстаза. Непонятно, кто кого делает: художник картину или картина художника». Предпримем же попытку интерпретации, постараемся отыскать смыслы в представленных работах.
Итак, процесс создания картины глубоко таинствен и медитативен. В этот момент мастерская превращается в некий ашрам, а художник – в медитативную личность. Художник погружается в состояние транса, похожее на состояние медиума во время спиритического сеанса. Многочисленные образы роятся в голове. Художник увлечён и ведом причудливой игрой фантазии, богатых ассоциаций, сменяющих друг друга с калейдоскопической быстротой. Эту игру надо зафиксировать на холсте. В подобном творческом опьянении были созданы лучшие работы мастера. Как говорит сам художник, этот экстаз занимает всего лишь 1% или даже 0,01% всего процесса, который на 99% состоит из вполне рациональных, рассудочных вещей. Это, прежде всего, умение рисовать, строить композицию, подбирать цвет и т.д., то есть всё то, чему учат в художественных школах, училищах, академиях.


    Сам Д.Учуваткин часто затрудняется назвать жанр, в котором написаны его произведения. Но известна его тяга к этнофутуризму, в котором национальная традиция сближается с авангардом. В творчестве, лишённом каких либо клише, штампов достигается максимальная степень свободы. Художник без фантазии – это всё равно, что копировальщик из бюро технической инвентаризации: его работа ценна лишь своим утилитаризмом. Воображение не только компенсирует принципиальную нехватку информации, но и наделяет нас онтологическим и гносеологическим оптимизмом. Таково художественное пространство Дмитрия Учуваткина.
В эпоху продолжающейся дегуманизации общественной жизни и искусства Дмитрий Фёдорович Учуваткин выступает как небанальный неогуманист и даже футурогуманист. Для него эстетическая радость проистекает из триумфа человеческого. Загадочная бездна древнего сознания становится эстетико-философской интенцией художника. Сущность этнофутуристического неогуманизма Дмитрия Учуваткина заключается в отражении в его картинах утверждения о том, что несовершенный человеческий род уподобляется всесильным Богам. Древнейшая мифология, задействованная в живописи, служит целям вочеловечения человека, его духовного роста.


http://pics.livejournal.com/maxim_efimov/pic/0004tk78/s320x240
    Мы видим картину «Оаннес». В шумеро-аккадской мифологии – это первочеловек в образе полурыбы-получеловека. Миф гласит о том, что «люди жили, как животные, до тех пор, пока полурыба-получеловек по имени Оаннес не вышел из моря и не научил жителей Вавилонии письму, наукам, строительству городов и храмов, земледелию и т.д.». Художник настойчиво востребует на историческую сцену культурного героя. Посреди разрухи должны возникнуть люди, создающие новую цивилизацию, подобную той, которой было Двуречье.


http://pics.livejournal.com/maxim_efimov/pic/0004wga8/s320x240
    Картина «Риголетто» отсылает нас к одноимённому и одному из самых известных произведений Джузеппе Верди. Здесь и трагическое торжество настоящей, жертвенной любви, и горе, вызванное проклятием, посланным за злую шутку над человеком, чьё достоинство было поругано. Художник отдаёт дань высоким идеалам любви и святости человеческого достоинства. Он будто предупреждает нас своей безумно выразительной картиной о том, что несправедливо нанесённая обида, незаслуженно адресованное злое слово могут обернуться против нас ещё большим злом. Творчество Д.Учуваткина транслирует жизнеучреждающие принципы. Художник выступает как этик, влияющий на нравственное самосознание зрителя посредством созерцаемого им образа Риголетто, жестоко поплатившегося за своё участие в умножении несправедливости.
http://pics.livejournal.com/maxim_efimov/pic/0004xk0e/s320x240http://pics.livejournal.com/maxim_efimov/pic/0004ye0t/s320x240http://pics.livejournal.com/maxim_efimov/pic/0004zcgw/s320x240
    Картины «Мостик», «Туман на Ладоге» и «На этюдах» исполнены в духе магического реализма. Это опоэтизированная художником реальность, кажущаяся фантастической. На мой взгляд, в этом выражается благоговение Дмитрия Фёдоровича перед жизнью, природой, его священный трепет перед тайной и красотой мироздания. Наша планета – идеальная среда для обитания человека. Ощущение природы как вечного идеала исключает причинение ей какого-либо вреда. Произведения отражают развитое экологическое сознание мастера и напоминают нам о необходимости бережного, любовного отношения к природе, её неповторимой красоте. Картины Д. Учуваткина «говорят»: Вселенная одухотворена, в ней изначально заложен антропный принцип, позволяющий развиться разумной жизни во Вселенной. Человек и мир неразделимы. Микрокосм – это макрокосм в миниатюре. Мастер поднимает человека на запредельную высоту. И вновь мы распознаем аллюзии на космогонические мифы о создании мира из тела Первочеловека.
http://pics.livejournal.com/maxim_efimov/pic/00050k7d/s320x240
    Пожалуй, одной из самых лучших работ, показанных на этой выставке, является «Волшебник». Кудесник наделён способностью творить чудеса. Он – помощник, который способствует ликвидации всякой недостачи. А недостача связана со сложностью во взаимоотношении сущего и должного, реального и идеального. Но посредством волшебства идеальное становится реальным. Волшебник воплощает в жизнь феномены утопического сознания. Кто-нибудь скажет, что всё это искусство – пустое фантазирование. И будет неправ! В основе, к примеру, той же религии лежит утопическое сознание, и многое из того, чем мы восхищаемся, создано благодаря его «волшебной» работе. Вспомним хотя бы древнеегипетские пирамиды, полёты в космос, лечение некогда смертельных болезней и т.д.
Возможно, автор отсылает нас к самому певцу Вяйнямёйнену и героям эпоса «Калевала». За невесту Похъёлы Илмаринен должен выковать мельницу-чудесницу сампо для хозяйки Севера. «Мельница намалывает столько хлеба, соли и денег, что хватает на еду, припасы и устройство пиров». Любой творец – тоже волшебник, создающий нечто такое, что делает всех счастливыми вопреки существующему злу! Дмитрий Учуваткин пытается напомнить нам о добре, о заложенном в каждом из нас огромном созидательном потенциале.
Но, пожалуй, не столько Вяйнямёйнен, сколько мудрец и волшебник кельтских мифов Мерлин является неким прототипом нашего «Волшебника». Странность и загадочность возникновения сюжетов картин Дмитрия Учуваткина роднит их с мифами. Изобразительное мифотворчество тут налицо. По мнению Ролана Барта, миф одновременно обозначает и оповещает, внушает и предписывает, носит побудительный характер. Обращаясь к своему «читателю», он навязывает ему свою собственную интенцию. Какова же интенция нашего «Волшебника»? Проследим происхождение Мерлина. «Мать Мерлина была чистейшей и добрейшей девушкой; зло никогда не рождалось в её душе. Дьявол искал путей к ней, но не находил. Однажды её сестра пришла домой пьяной и начала несправедливо оскорблять сестру. Девушка разгневалась, открыв тем самым свою душу злу, и дьявол овладел ею. Так был зачат Мерлин. Во время беременности она молила Бога, чтобы он помиловал её и ребёнка, и её молитвы были услышаны: из всего возможного тёмного наследия он получил только поразительные магические способности». Ужасная история. Добро, обретая кулаки, становится злом. Противление злу, борьба с несправедливостью – заранее проиграны. Об этом нам сообщает миф. Вот почему «весь мир во зле». Чувство справедливости присуще самым лучшим из нас, но оно же способно превратить добрых людей в монстров. Что же делать? Миф говорит, что ничего не существует в чистом виде: нет абсолютного добра и абсолютного зла. А есть – Мерлин. Не хочет ли художник тем самым намекнуть нам на некие невидимые законы, управляющие человеком, на диалектику добра и зла, на тайну нашей души? Помните: «Человек, познай самого себя»? Не к необходимости ли самопостижения и рефлексии, не к важности ли отличия добра от зла взывает художник?


http://pics.livejournal.com/maxim_efimov/pic/00051htz/s320x240
    «Прима». Применительно к товару «прима» означает высшее качество. А вот в музыке прима – это интервал шириной в ноль полутонов. «Прима» Дмитрия Учуваткина – это метафорически переданная шкала от нуля до бесконечности гуманиста Пико делла Мирандолы – человек может подняться до звёзд и ангелов, а, может опуститься до звериного состояния. «Вбирая в себя всё, человек способен стать чем угодно, он всегда есть результат собственных усилий». Эротический образ девушки – «примы», первой – говорит о том, что чувственная любовь человека может быть одухотворённой, а может быть животной. Пристальный взгляд напоминает о том, что любовь – это всегда испытание, исследование себя!
Такой я увидел эту замечательную выставку. Разумеется, разговор о творчестве Д.Ф. Учуваткина должен быть продолжен, ибо оно не исчерпывается несколькими темами. Перед нами многоплановый и интеллектуальный художник.



Максим Ефимов, культуртрегер

 

http://maxim-efimov.livejournal.com/49004.html