Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Юфа Тамара Григорьевна

График, живописец, художник книги

Автобиография

   Родилась я 2 марта 1937 года в доме моей бабушки Чвановой Пелагии Ильиничны, матери моего отца Григория Петровича, в деревне Колодезное Задонского района, тогда Воронежской, а теперь Липецкой области, на высоком берегу Дона. Сознательно Колодезное я увидела только в 1944. Отец был бухгалтером. Моя мать Черных Антонина Васильевна работала здесь заведующей кружевной артелью, окончив школу кружевниц в городе Ельце, знаменитом своею древностью происхождения и тончайшими плетёными на коклюшках кружевами. Перед самой войной родители стали жить в городе Липецке. Когда отец ушёл на фронт, моя мама со мной приехала к своей матери, моей бабушке Черных Меланин Фёдоровне и сёстрам, моим тёткам, в деревню Волчье, где я и провела своё раннее, сознательное детство, до школы. Потом приезжала сюда на летние каникулы. Волчье - большая, красивая, в то время, деревня. Большинство домов было выложено из кирпича, под железными крышами, со слуховыми окнами, коньками-флюгерами на трубах. Всё утопало в садах. С высокого крыльца с каменными ступенями я видела, как небо сходится с землёй, и там  заканчивается мир, но это меня нисколько не удивляло; он всё равно был огромным. После белых зим наступала весна ещё более белая от цветения садов, лето со стуком падающих яблок, качелями, травами, запахом сена, полыни и осень с багряными деревьями и ароматом «антоновок». А в это время шла война. Зимой где-то далеко слышалась канонада. И однажды утром в деревню вошли немцы. Их гнали наши войска после разгрома на Орловско-Курской дуге. Они сделали здесь остановку для отдыха. Жителей они не трогали, чувствовали себя хозяевами, свободно заходили в дома, где были одни женщины, дети и старики, в сумерках покинули деревню. А утро пришло с радостью и возгласами: «Наши! Наши пришли!». Но война ещё продолжалась.

   В 7 лет мама увезла меня в город Задонск, где мне предстояло закончить десятилетнее образование. Этот город показался мне фантастическим и таинственным, поразил своей грандиозностью и обликом, очень сильно отличавшимся от деревни. Здесь я увидела впервые городские цветы - «бархотки», ставшие навсегда любимыми. Здесь я впервые увидела величественный монастырь Тихона Задонского - российского Златоуста, колодцы с хрустальной водой, выкопанные этим святым. Здесь протекал Дон, самая любимая река. Огромное текучее зеркало воды отражало бездонную громадность тёмно-синего сверкающего звёздами космоса ночью; днём солнце заливало небо золотом, от которого оно становилось лазурным до восхищения, проливая избыток в Дон. Птицы и рыбы, снега и ручьи, травы и бесконечные хлеба, овраги и холмы, поросшие туманной полынью, берёзовые рощи, дожди-ливни с грозами и треском почти фиолетовых молний, догоняемых грохотом грома, доводящего человека до изнеможения - мир был огромен, и бесконечность Вселенной, когда я начинала о ней рассуждать, могла свести с ума.

    О школе у меня самые светлые воспоминания. С нежностью вспоминаю своих учителей, наш класс, нашу дружбу, наши мечты, которые у многих исполнились. Наши весёлые школьные вечера, праздники. Задонск - город, где зародилась мечта стать художником. В классе меня всегда поддерживали осуществить это странное желание. 1955 год считаю самым счастливым в своей жизни - я поступила в Елецкое художественное училище, которое в счастливых и красивых снах вижу до сих пор! Елец - древнейший русский город, упоминаемый в летописи почти одновременно с Москвой. Три года я прожила в этом городе-сказке, любимом до щемящей боли в душе. Более 40 церквей, огромный Вознесенский собор, построенный архитектором К. Тоном, гимназия, в которой учились И.Бунин, М. Пришвин, город гордится своими земляками: художниками В.Н. Мешковым, Н.Н. Жуковым, В.В. Волковым, Н.П. Ульяновым, В.И. Сорокиным; композитором Т.Н. Хренниковым. Это годы моей юности, когда жизнь кажется бесконечной, молодость не проходящей, наполненной только прекрасным. Но училище, к сожалению, расформировали, а студентов распределили по другим городам, где были такие же учебные заведения. Я была направлена в Ленинград. Три года я училась здесь, но привыкнуть к нему так и не могла. И только - Эрмитаж, Русский музей спасали меня от какого-то огромного одиночества, и производила на меня очень сильное впечатление эта северная природа с завораживающими белыми ночами. Когда перспективы улиц и каналов, деревьев и камней излучают несказанный фантастический свет, душе видится вечность. Сердце переполняется лучевой красотой светоносной ночи. Таинственный Север от земли до неба покрывал город архитектурных шедевров загадочным голубовато-серебристым флёром. Здания невесомы и крупки, как самый тончайший фарфор, особенно если из некоторых окон сочится золотой свет лампы. Видение ночного города настраивает человека на мудрую волну, озаряет всю его суть и слышится таинственный зов, это так не похоже на мою родину, там всё другое, там всё своё, входящее в тебя с младенчества, там ночь привычная, наполненная запахом скошенных трав, с огромными ослепительно сверкающими звёздами, падающими с глубокого неба в гладь Дона и росные травы, исключительно для того, чтобы загадывать вои желания. А возникающие немыслимые фантазии и мечты расцветают несомненной надеждой.

   В 1960 году, закончив училище, я приехала в Карелию. Четыре года жила в посёлке Ладва, где работала учителем рисования и черчения. Карелия поразила меня своей величественной и сумрачной красотой. Глубочайшее впечатление произвели на меня серебряные северные дома и камни, покрытые лишайниками, как елецкими кружевами. Ущербные ёлки и тонкие берёзки на болотах, мрачные хвойные леса со свечами берёз. И опять же ещё более белые летние ночи. В Ладве родилась моя первая дочь - Маргарита. Здесь эпос «Калевала» стал моей темой и любовью, здесь меня признали, одобрили мою работу, поддержали. А о людях живущих в этом посёлке и обо всех учителяк, с которыми я работала, у меня самые добрые и радостные воспоминания.

   А в 1964 году переехала в мой самый «голубой город» Петрозаводск, где и живу по сей день. Здесь меня приняли в Союз художников, наградили медалью, дали звание «Лауреата Государственной премии КАССР», «Заслуженного деятеля искусств КАССР», «Заслуженного художника России» и «Народного художника Республики Карелия». Здесь в издательстве «Карелия» вышли книжки с моими иллюстрациями, нарисовано много станковых графических работ. Здесь я познакомилась с режиссёром Карлом Марсоном (моим вторым мужем), который сделал меня театральным художником и всегда помогал мне верить в мои творческие силы. Вместе с ним мы работали в Финском театре в Петрозаводске, в Национальном латышском театре в городе Лиепая, в театре оперетты в городе Риге. В 1970 году у нас родилась дочь - Юта. В театре случалось работать и с другими режиссёрами, такими как Тойво Хайми, Паули Ринне, Эрна Лунд, Леонид Владимиров, Лео Нарья и другими. Делала эскизы костюмов для спектаклей А.П. Чехова «Три сестры» и «Дядя Ваня» в театре « Творческие мастерские» режиссёр Иван Петров. Выходя из здания Финского театра не равнодушно смотрела на двери Театра кукол. И вдруг однажды режиссёр Юрий Андреев останавливает меня вопросом: « Тамара, не хотели-ли вы оформить спектакль в кукольном театре?» Я очень обрадовалась! Много чего не было в детстве: не накачалась на качелях, не наигралась в лапту, не наигралась в городки, играла в куклы (чаще всего собственного изготовления) даже на первом курсе художественного училища, но не наигралась. С удовольствием работала в театре кукол. Мне повезло много работать над эскизами костюмов для ансамбля «Руна» руководитель В.И. Пячин. Я ему благодарна за его предложение поработать в этом жанре. В дальнейшем меня приглашали сделать эскизы для ансамбля «Кантеле» и для многих, многих  коллективов Карелии.

   Я участвовала в выставках карельских, российских, всесоюзных, международных. Были персональные выставки в Петрозаводске, Ленинграде и передвижная выставка в Финляндии (Тампере, Хельсинки и другие города).

     А с 1984 года Карелия стала моей родной землёй, в ней похоронен самый замечательный и прекрасный человек в этом мире - моя мама Черных Антонина Васильевна.

     Я счастливая бабушка, у меня четверо внуков. У Маргариты две дочери - Антонина и Василиса, а у Юты - Савва и совсем маленькая Марфа. И любимый зять, муж Юты, Даниил Геннадиевич Матюхин. Чванова (Юфа) Тамара Григорьевна

P.S. О печалях, трудностях и горестях ни вспоминать, ни писать не хочется – их было много, как у всякого нормального человека.