Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Юфа Тамара Григорьевна

График, живописец, художник книги

    Творческая биография Тамары Юфа началась в 1960 году. Окончив Ленинградское художественно-педагогическое училище им. В. А. Серова, она приехала в карельское село Ладва, чтобы преподавать в школе рисование. В свободное от уроков время Тамара зачитывалась рунами «Калевалы» - они полюбились ей еще в студенческие годы. Как-то друзья принесли на день рождения книгу «Калевала» с иллюстрациями Мюда Мечева, и с тех пор она с ней не расставалась. Но только в Карелии, на родине эпоса, его образы, жившие в воображении художницы, впервые стали обретать зримые черты, свою пластическую выразительность.

    Жизнь в деревне, наполненная напряженным трудом, радостью общения с природой и мудрыми людьми, определила творческий путь Тамары Юфа на многие годы, помогла ей найти свою тему в искусстве. Ею, как известно, стала «Калевала».

   В 1963 году на республиканской художественной выставке в городе Петрозаводске представленные Тамарой Юфа графические листы «Лоухи собирает корабль в погоню за калевальцами», «Мать Лемминкяйнена», «Айно» и другие удивили, вызвали большой интерес как у художников, так и у широкого зрителя. Через год успех повторился на зональной выставке в городе Архангельске.

    В Карелии любят и чтут «Калевалу» как национальную святыню, знают работы финских и карельских иллюстраторов эпоса: Аксели Галлен-Калела, Осмо Бородкина, Георгия Стронка, Мюда Мечева. И все же молодая художница сумела многих в свою «веру», заставила увидеть руны ее глазами. «Калевала» в ее изложении - увлекательная сказка, где борются силы Добра и Зла, сказка, дающая простор самому смелому воображению.

    Не все герои эпоса нашли воплощение в творчестве художницы, В насыщенных событиями рунах эпоса она выбирает лишь те образы и ситуации, которые близки ей внутренне и созвучны ее человеческой и творческой индивидуальности.

    Любовь и страдание матери - одна из самых постоянных и волнующих тем в «калевальских» работах Тамары Юфа («Мать Айно», «Мать Лемминкяйнена»).

    Властно влекут к себе художницу и силы Зла в «Калевале». Колдунья Лоухи, холодная красавица невеста Похъелы - наиболее убедительно решенные образы в творчестве Тамары Юфа. Они не столько отталкивают, сколько притягивают к себе, обладая каким-то особым «злым» очарованием.

  Лучшие станковые произведения художницы отличаются оригинальностью композиционных решений, поэтичностью женских образов, изысканной гармонией черно-серых тонов, предельной наполненностью листа орнаментом, не обязательно этнографически точным, причудливой игрой декоративных линейных плетений.

    Стилистически близки к «калевальским» работам пейзажи Тамары Юфа. Покидая село Ладва, где так счастливо началась ее творческая жизнь, художница создает в 1964 году «Ладвинский пейзаж» - полуреальный, полусказочный, проникнутый тонким поэтическим чувством и тихим восторгом перед загадочной красотой карельской земли - родины рун «Калевалы».

     Давно волновало Тамару «Слово о полку Игореве» - бессмертный памятник древнерусской литературы. Но прикоснуться к нему она долго не решалась - после В. А. Фаворского это казалось святотатством. Его классически ясные по строю и совершенные по исполнению гравюры к «Слову» восхищали Тамару и… сковывали ее творческую свободу и фантазию. Триптих «Слово о полку Игореве», исполненный Тамарой Юфа в 1966 году, вызвал не только хвалу, но и критику в адрес молодой художницы.

    Двумя годами позже она вновь обратилась к памятнику древнерусской литературы, создав по его мотивам композицию «Ярославна». «Пламенная» Ярославна поразила зрителей красивостью по-иконному застывшего лика, резкими контрастами горяще-красных и бархатисто-черных тонов, а искусствоведов и художников насторожила своей эффектной броскостью.

     Не изменило ли художнице чувство меры? Как она будет работать дальше? Эти вопросы тревожили тогда не только доброжелательных коллег Тамары Юфа, но, наверное, и ее саму. Чрезмерная популярность не давала возможности сосредоточиться, искать новое и углублять уже найденное. Но природная одаренность и требовательность к себе помогли художнице уйти от легких соблазнов и сохранить свою творческую индивидуальность.

     Последние годы Тамара Юфа много работает как иллюстратор. Уже первая ее книжка - сборник сказок современного финского писателя Пентти Лахти - была отмечена дипломом 1 степени на Всероссийском конкурсе лучших 25 книг года. Тогда, в 1960 году, молодая художница еще весьма смутно представляла себе специфику работы художника-иллюстратора, но интуитивно нашла нужный тон, и рисунки, особенно полосные иллюстрации, сроднились с текстом.

    …В издательстве «Карелия» вышло девять книг с иллюстрациями Тамары Юфа. Среди них - «Красавица Настя, «Царевна-лягушка», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, «Карельские сказки» и две «Калевалы»: книжка-сувенир 1967 года, выдержавшая несколько изданий, и новая редакция лирических и героических рун эпоса, увидевшая свет в 1970 году.

     Суперобложка к книге исполнена в нежных сине-голубых тонах, напоминающих читателю о синеве озер и чистоте неба Карелии. Она как бы предвосхищает поэтичные и правдивые картины природы - одного из основных действующих лиц «Калевалы».

    Страничные иллюстрации к книге открывает лист, где на фоне причудливого кружева стволов и веток изображен старый, мудрый Вяйнямейнен, играющий на кантеле. Его слушают деревья и птицы, цветы и рыбы. Фигура старца словно вырастает из этого поэтически-сказочного пейзажа.

      Нашел воплощение в книге и образ юной Айно. Нежными узорами украшено ее платье, драгоценными кажутся камни, по которым она сту-пает. Грусть затуманила взор девушки; и природа сопереживает ее горю.

    Рисунки Тамары Юфа талантливо и своеобразно передают спокойно-неторопливую музыку древних сказаний карельского и финского народов, их мудрую поэзию. Индивидуальность художницы удачно «вписалась» в стиль северных рун.

        Работа Тамары Юфа над книгой «Калевала» на Всероссийском книжном конкурсе отмечена дипломом 1 степени. «Калевала» и по сей день остается «настольной» книгой Тамары, путеводной звездой в ее творчестве.

      Дважды состоялась встреча Тамары Юфа-иллюстратора со сказками Ганса Христиана Андерсена. Самая любимая ее книжка - «Свинопас» Андерсена (издательство «Карелия»). Удачно решена обложка. Она помогает юному читателю мысленно перенестись на родину сказочника. Тонкие, изысканные рисунки страничных иллюстраций, выполненные синим и коричневым фломастерами, позволяют почувствовать неповторимую прелесть легкого, изящного стиля андерсеновской сказки о глупой и капризной принцессе, уловить тонкую иронию писателя.

    В 1977 году на прилавках книжных магазинов появилась (и почти сразу исчезла) «Снежная королева» Ганса Христиана Андерсена с иллюстрациями Тамары Юфа. Это уже не робкая попытка, а работа зрелого и опытного художника книги, каким стала Тамара за годы плодотворного сотрудничества с издательством «Карелия».

     Красивые полосные иллюстрации и заставки, удачно соединяющие в себе декоративное и эмоционально-образное начала, сделали книжку явлением искусства - карельская художница предложила еще одно, свое, прочтение известной всему миру сказки Андерсена, имеющей богатое иллюстративное наследие.

     «Красавица Насто», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина, «Царевна-лягушка», «Карельские сказки» (получившие диплом на Всемирной выставке-ярмарке 1977 года в Москве) - все это книги, оформленные Тамарой Юфа - художником, беспредельно любящим сказку и талантливо создающим ее на книжных страницах.

      В 1976 году в издательстве «Советская Россия» увидел свет сборник лирических рассказов и миниатюр молодого псковского писателя Ю. Куранова «Голос ветра». Иллюстрировала его Тамара Юфа. В сборник вошло 20 страничных иллюстраций и 6 разворотов - в основном пейзажные мотивы и композиции с фигурами, связанные по настроению с пейзажным фоном. Это первый опыт работы художницы над современной поэтической прозой, может быть, не во всем удавшийся, но многообещающий, раскрывающий потенциальные возможности Тамары Юфа как иллюстратора не только сказки, но произведений современных советских писателей.

     Диапазон творческих интересов и возможностей Тамары Юфа весьма широк - это не только книжная и станковая графика (преимущественно на темы «Калевалы»), но и работа в театре, с коллективами художественной самодеятельности республики. С ее декорациями в петрозаводских театрах шли спектакли «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен, «Привидения» Г. Ибсена и другие; в Государственном драматическом театре города Лиепая - «А зори здесь тихие...» Б. Васильева, «С любимыми не расставайтесь» А. Володина; в Ленинградском академическом театре им. А. С. Пушкина - «Над светлой водой» В. Белова и др.

    По эскизам Тамары Юфа исполнены костюмы для профессионального ансамбля «Кантеле» и самодеятельного ансамбля «Руна» (на Всероссийском смотре коллективов художественной самодеятельности в 1976 году за создание эскизов костюмов художница была награждена дипломом I степени ВЦСПС).

    В 1979 году Тамаре Юфа была присуждена Государственная премия Карельской АССР за иллюстрации к изданию эпоса «Калевала» и народных сказок, а также за создание эскизов костюмов для коллективов художественной самодеятельности.

    Как художник Тамара Юфа родилась в Карелии. Здесь ее любят и понимают, радуются успехам и вместе с ней переживают неудачи. В Карелии она нашла благодарных и взыскательных зрителей и читателей. Первая персональная выставка Тамары Юфа - это творческий отчет перед ними. Художница находится в расцвете душевных и творческих сил. Ее искусство, светлое и праздничнее, как сама сказка, еще долго будет приносить людям радость.

Доброго пути тебе, добрый художник!

С. Полякова.