Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Юнтунен Суло Хейккиевич

Живописец, график, пейзажист

Суло Хейккиевич Юнтунен.

        В 2015 году культурная общественность нашей страны будет отмечать сто лет со дня рождения классика карельского изобразительного искусства – Суло Хейккиевича Юнтунена.

        Он был и остается лучшим пейзажистом Карелии, любившим изображать эпическую  ширь её просторов, зеркальные воды бесчисленных озер,  в которых как бы опрокинулись леса и небосвод, мощные выходы камня из водных глубин, нагромождение  и россыпь валунов на земле. Однако, художник редко остается наедине с лесами и озерами Карелии. В его полотнах жизнь природы спаяна с человеческой деятельностью. Эстакады, машины, стройки напористо вторгаются в недоступные до недавнего времени уголки природы. И этот пульс новой жизни – лейтмотив, пронизывающий все творчество живописца. Ему  хотелось  много рассказать о созидательной жизни республики того времени,  а полная неистощимой силы и покоя земля Карелии усиливает ощущение грандиозности дел человеческих, порой не менее величавых, чем сама природа: плот сплавного леса кажется столь необъятным, как раскинувшееся озеро; мощные бульдозеры и лесовозы прочно, как валуны, врезаются в ее почву.

       Суло Хейккиевич Юнтунен родился 2 сентября 1915 года в Петрограде. В 1920 году его отец, финский рабочий, возвращается с семьей на родину. В Финляндии мальчика отдают сначала в народную школу, а затем, учитывая его художественные наклонности, в двухлетнюю специализированную школу по искусству обработки металла. Из-за тяжелых материальных условий, обманутая в своих ожиданиях вновь обрести родину, семья Юнтунена возвращается в Россию. С 1934 года Юнтунены поселяются в Карелии. Подросток наблюдает художественную жизнь Петрозаводска, куда съезжаются многие советские, а нередко и иностранные художники, привлеченные грандиозными социалистическими преобразованиями края: строительством Беломорско-Балтийского канала, крупнейших гидростанций, целлюлозно-бумажных комбинатов и др.

       А.А.Рылов, А.И.Кудрявцев, М.Л.Гурвич, А.К.Жаба, прогрессивный немецкий художник Генрих Фогеллер устраивают здесь выставки своих работ, выполняют заказы Карельского Совнаркома, помогают развитию местного художественного образования. В краеведческом музее уже функционирует зал живописи, регулярно устраиваются выставки, их обсуждения и т.п. Повсеместно возникают изостудии и кружки. Особенно серьезно было поставлено образование в студии Дома народного творчества, открывшейся в 1936 году. Душой студии стал русский живописец В.Н.Попов, еще до революции связавший свою деятельность с Карелией. Прекрасная академическая подготовка Попова, его любовь к искусству, к жизненной правде, воспитанные в мастерской И.Е.Репина, талант пейзажиста и портретиста плодотворно сказались на работе с учениками студии, в числе воспитанников которой был и С.Х.Юнтунен. Он с благодарностью вспоминал о том, какое влияние оказало на него в юности реалистическое и поэтическое изображение природы в картинах самого Попова, как тот поддержал его, помог определить жизненный путь, развиться таланту. Любимая заповедь Попова – «трудиться упорно,  не ожидая похвал и обязательно постоянно» - становится для него художническим кредо. Успешно  начавшееся обучение молодого живописца было прервано войной. За годы эвакуации Юнтунену пришлось сменить не одну профессию: он был лесорубом, кочегаром парохода, учителем естествознания. Однако тяжелый труд, без остатка отданный обществу, не помешал осуществить мечту стать художником. Вернувшись в Петрозаводск, он вновь с еще большим упорством и энтузиазмом отдается любимому делу. Благоприятно сказалась на развитии художника возродившаяся в республике,  еще более активная, чем до войны, художественная жизнь и та творческая атмосфера и тесное взаимодействие, которая установилась во второй половине 50- годов в богатом талантами коллективе карельских художников.

        Уже в первых послевоенных опытах  Юнтунен заявляет о себе как о художнике вдумчивом и целеустремленном. В  его ранних пейзажах проступает свое отношение к природе, чувствуется умение выбрать и скомпоновать понравившийся мотив, ощущается стремление к картинной завершенности целого. Он много ездит по Карелии, накапливает впечатления, тренирует глаз и руку на этюдах с натуры. Тематика его произведений расширяется. Он внимательно и любовно пишет природу, индустриальные и городские пейзажи, подмечая своеобразные штрихи, стремясь передать ее пафос.

        Среди пейзажей того времени – «Онежское озеро» (1950). «Река «Чирка-Кемь» (1953-1954), «Сегежа» (1956-1959), «Северные просторы» (1960), «На северной магистрали» (1960), «На окраине города» (1961),»Покорение северной реки» (1963) и многие другие. С годами художник отказывается от излишней выписанности,  детализации, видит и пишет шире. Необозримые дали Карелии все свободнее входят в его картины. Его пейзажи легко мысленно продолжить,  раздвинуть. Композиция в них не замкнута и строится на ритмическом, неторопливом чередовании параллельных планов, на четкой градации цвета, так что пространство уходит далеко в глубину, сливаясь с небом на горизонте. Характерный для его картин высокий горизонт как нельзя лучше позволяет передать необъятность просторов Карелии. Так строятся очень и очень многие пейзажи Юнтунена, в том числе «Лес для колхозной стройки» (1958), «Лето в Карелии» (1964). Последняя картина примечательна тем, что здесь, пожалуй, впервые  художник воссоздает целую панораму деятельной современной жизни промыслового или индустриального поселка. Он с увлечением изображает нарядные домики с белыми наличниками окон, работу пакгаузов, катеров и барж. Ему хотелось вместить как можно больше подробностей, но они не загромождают картину, не нарушают ее целостности.

        Работа «Дорога в совхоз» (1964) отличается динамичностью композиции. Вдоль берега разместился поселок. Везде кипит жизнь: скользит моторка, снуют люди, по дороге мчится виллис, вдаль как бы убегают дома и столбы электропередачи. Зыбкий свет солнечных лучей, проглянувших из-за туч, подчеркивает ощущение движения в картине. В этой работе проявился редкий для художника интерес к изменчивому движению света в природе.

        На полотне «Речные будни» (1970) художник не просто изображает тот или иной поселок, а создает некий собирательный образ промышленного поселка Карелии. Типичное для пейзажей Юнтунена чувство современности возникает не только благодаря изображению строек, но и из характера его отношения к жизни и природе, потому что через эти приметы он хочет выразить ощущение подчинения бескрайнего пространства природы воле и мысли человека. На пустынном берегу среди россыпи валунов выросла «Новая пристань» (1965), и сразу ландшафт преобразился, пришёл в движение, обрел современность.

          Привлекал художника и городской пейзаж. Он любил писать гавани, дворики и новостройки Петрозаводска, в которых продолжает привычные для себя мотивы.

          В конце 60-годов заметное изменение претерпевает общая гамма живописи, которая у С. Юнтунена была довольно однообразной. Белый снег, свинцовая вода, темная или рыжая хвоя – зимой; сизо–голубое озеро и небо, блеклая  зелень, умбра скал  – летом. Постепенно цвет у художника становится более насыщенным, глубоким. Интересен в этом плане пейзаж «Лодки на берегу» (1969) с его открытым  сопоставлением контрастных  цветов - желтого неба и сине-голубого снега с яркими пятнами окрашенных зеленью и терракотой лодок.

        Как уже отмечалось, в творчестве Юнтунена редки «чистые пейзажи». Но они есть и порой очень лиричны. Так щемящее чувство одиночества еще не пробудившейся ранней весной земли, окутанной рассеянным светом короткого дня, передано в картине «Лед тает» (1960). Тонкий, как бы вибрирующий образ природы возникает на полотне «Каменный остров» (1968). Он строится на ритме четких силуэтов сосен, на фоне неба, острых скал, режущих воду, покрытых ажурной сетью трещин и лишайников. Во всех пейзажах художника проступает одна из характерных особенностей карельской природы – внешне как бы застывшей в своей первозданности,  но с непрекращающимся биением внутренней жизни. Она в тех хрупких деревцах, что цепляются за голые расщелины скал, в ползущих лишайниках и мхах, работе воды, льда, снега, точащих камень и многих других неприметных на первый взгляд мелочах.

        В своих произведениях  Суло Хейккиевич Юнтунен  оставался  верен  лучшим реалистическим традициям. Его работы пронизаны жизнеутверждающим отношением к миру, полны эмоционального ощущения красоты окружающей человека природы. Он в своем творчестве, не останавливался  на достигнутом, всегда был в поисках, полон творческих идей и планов.

                                                                                           (По материалам В.М.Макаревич)