Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Зорина Виктория Николаевна

Художник прикладного искусства, график

Виктория Зорина.

Очерк о жизни и творчестве.

   Хорошо известно, что первые яркие эстетические впечатления мы получаем в детстве. Они могут быть настолько сильными, что врезаются в память и остаются в ней на всю жизнь. А если эти впечатления связаны с родными людьми, то это судьба. Что Вика помнит о своем раннем детстве? Помнит, как перед мамой лежит альбом, и она пишет копию с репродукции картины Ренуара. А сама Виктория рисует на белом обороте репродукции в альбоме по искусству. Помнит, что она всегда рисовала, пока мама была занята на работе в художественной школе. А когда в четвертом классе сломала правую руку, то научилась рисовать левой, так как жить без рисования не могла. Первая любимая книга - «Дар бесценный» Натальи Кончаловской о Василии Сурикове. Затем полюбилась книга об Архипе Куинджи.

   Так что то, что Виктория Зорина станет художником, было ясно с самого раннего детства.

1. Детство

   Виктория Зорина родилась 25 января 1963 года в Петрозаводске.

   Мама, Кудряшова (Дорофеева) Людмила Борисовна, родилась в 1936 году. Училась в АХ на искусствоведческом отделении, после рождения дочери Виктории перевелась в институт имени Герцена на художественно-графическое отделение. После окончания института приехала в Петрозаводск и преподавала рисование в школе. Затем была педагогом, и некоторое время директором Детской художественной школы.

   Отец, Кудряшов Николай Александрович (1937-2000) работал железнодорожником на Октябрьской железной дороге и прошел путь от кочегара до заместителя начальника депо. Юношей поступал в АХ, но неудачно. Рисунок с изображением розы, подарок мужа, Людмила Борисовна хранит всю жизнь. А еще отец очень любил читать и писал стихи.

   Была в семье и профессиональная художница, дедушкина тетя, жившая в Петербурге.

   С первого по восьмой класс Виктория Зорина училась в общеобразовательной школе номер 71 на Первомайском проспекте (ныне школа 40), которой руководила известный в Карелии педагог Серба А.А. В период учебы с 4 по 10 класс училась еще и в детской художественной школе у Юрия Высоковских. После четырех лет занятий ей предложили перейти учиться к художнику Александру Харитонову. Это был, несомненно, очень важный момент в творческой биографии Зориной. Александр Харитонов научил ее самому главному - внутренней свободе и радости творчества. Он сам был целый мир, особенный, интересный, интеллектуальный. Он знакомил учеников с любимыми авторами: художниками «Мира Искусства», а также с И. Машковым, А. Осьмеркиным, бывшими для него эталоном в искусстве. В тот счастливый год (а через год Харитонов ушел из ДХШ) у него занимались Дмитрий Учуваткин, Маргарита Юфа, Артем Стародубцев, Людмила Новопольцева - каждый из них состоялся как художник и занял определенное место в изобразительном искусстве Карелии. После ухода Александра

   Павловича из школы его ученики приходили к нему в мастерскую, и общение продолжалось. Харитонов продолжал оказывать сильное влияние на формирование творческой личности Зориной еще много лет. Однажды она призналась, что с его уходом из жизни ей больше не с кем профессионально обсуждать свои работы. Мнение Харитонова было самым ценным.

2. Учеба

   Местом учебы Зорина выбрала ЛВПХУ им. Мухиной. Отчасти потому, что там когда-то учился Александр Харитонов. Но поступить с первого раза не удалось - не приняли работу по рисунку. И 18-летняя Виктория Зорина устроилась на работу в Упрвление механизации N1 автоэлектриком. В ее обязанности входило разбирать старые, бывшие в употреблении реле на запчасти. Эта работа давала льготную прописку и возможность заниматься на подготовительных курсах. А чтобы высвободить время для занятий, сдавала кровь и получала за это 3 дня отгулов.

   И, тем не менее, при поступлении была зачислена лишь в кандидаты, не хватило баллов. Но процесс учебы все поставил на свои места. Виктория училась на факультете ДПИ (отделение стекла) практически на одни «пятерки».

   Как кандидату ей не полагалось общежития в первый год учебы. Но это не отражалось негативно на огромном желании учиться, узнавать новое и расширять кругозор. Вспоминает частые посещения выставок, концертов, театров, лекций, встреч. Особенно запомнились лекции Льва Гумилева и встреча с Андреем Тарковским.

   Когда Виктория училась на 4 курсе, в 1986 году, в ее жизни произошли радостные события. Она вышла замуж за Владимира Зорина (тогда студента 2 курса) и родила сына Василия. Пришлось уйти на год в академический отпуск.

   Дипломной работой художницы стал сервиз «Северное лето». Идея диплома возникла из работы 3 курса, за которую сначала получила «двойку», затем «тройку». Идея сочетания стекла и бересты не казалась педагогам убедительной. Но Зорина с завидным упорством продолжала работать над идеей, и в результате возник сервиз из 6 основных предметов, 6 чашек, 6 блюдец, 6 рюмок и одной тарелки (диплом создавался в Белоруссии на стекольном заводе «Неман»).

   Он был выполнен из прозрачного стекла, украшенного резной берестой (автор берестяного декора - Владимир Зорин). Крышки кувшинов украшали фигуры северных животных и птиц.

   Тема северного лета была выражена не только через анималистический и орнитологический декор, но и, в первую очередь, через сочетание холодного, чистого стекла и золотистой, теплой бересты. Как отражение сдержанного на тепло северного солнца, отражающегося в холодной глади озер. Диплом получил оценку «отлично».

   Ровно через год в АХ была устроена выставка лучших дипломных работ студентов художественных ВУЗов. Диплом Виктории Зориной не только вошел в состав выставки, но и был удостоен бронзовой медали. Это обстоятельство давало право сразу же вступить в члены СХ, но Виктория тогда об этом не знала. Спустя много лет ученик Виктории Зориной привез ей из Петербурга медаль и удостоверение «За лучшую дипломную работу».

   В 1986 году в Ленинграде молодые художники Виктория и Владимир Зорины впервые показали свои работы на молодежной выставке.

2. Начало трудового пути. Петрозаводск.

   К моменту возвращения из Ленинграда, в 1988 году, Зорину уже знали в Петрозаводске как начинающего автора, так как, будучи студенткой, она принимала участие в Республиканских выставках. Показывала черно-белую и цветную графику. В Петрозаводске молодые художники были вынуждены устроиться на работу, так как творческий труд не мог обеспечить семью, и необходимо было думать о жилье. Владимир работал дизайнером на тракторном заводе, а Виктория вела кружок рисования в Клубе железнодорожников. К ней на занятия приходили и дети, и взрослые, хотя кружок был детский. Возраст детей колебался от 6 до 13 лет. И уже тогда Виктория понимала, что главное для маленького ребенка - это радость творчества. Она давала задания на развитие воображения, фантазии, чувства композиции. В дальнейшем, когда она стала преподавать в школе искусств, этот метод преподавания вполне себя оправдал. Тогда же Зорина начала сотрудничать с детским журналом «Кипиня». Ее обложки и иллюстрации к текстам стали настоящим украшением журнала. Одновременно художница много творчески работала, активно участвовала в выставках. Выполняла и договорные работы, например, прочитала курс по композиции кондитерам в кулинарном техникуме.

   В 1989 году родился второй сын, Всеволод.

   С 1991 по настоящее время Виктория Зорина работает в школе искусств. Взяла детей с первого класса. Учила их не бояться большого листа и не бояться учительницы, помогала раскрепоститься, сохранить детскую непосредственность и индивидуальность, развивала нестандартное мышление и учила получать удовольствие от самого процесса рисования, учила азам понимания сущности цвета и самой краски. Виктория придумала целую систему ассоциаций (на кого похож, с чем ассоциируется радость, как можно это выразить с помощью пятна и линии), в ходе которых рождался образ. На уроке обсуждались и важные жизненные ценности: что хорошо и что плохо, что интересно, что правильно, - все это было направлено на то, чтобы дети научились мыслить. Все вышеперечисленные приемы Виктория не заимствовала из книг, она их придумала сама. Ее ученики в рамках такой системы преподавания оставались искренними, живыми и непосредственными. Их рисунки на детских выставках - свободные, яркие, на больших листах, невозможно было спутать с работами других детишек. Неслучайно они занимали первые места в конкурсах. А ее выпускники учатся в Петербурге, в ЛВПХУ. Сейчас она преподает только в старших классах, заботясь, в первую очередь, о профессиональной грамотности своих подопечных. Она не признает никаких «обязаловок», педагогических книг и методических пособий. Не написала за время работы в школе ни одной программы. Но на курсах для учителей рисования общеобразовательных школ привела их в восторг своей авторской системой преподавания. Она прививает своим ученикам не только изобразительную «грамотность», но и передала им главный принцип своей жизни - делать в искусстве только то, что тебе интересно.

   С 2000 года Зорина преподает в Славянском институте на отделении дизайна предмет «декоративная живопись».

Творчество.

   Все, что она делает, она делает увлеченно: рисует, преподает, ведет домашнее хозяйство, воспитывает детей, дружит и путешествует. А еще самозабвенно декларирует красоту. Это ее жизненная и творческая программа. Следовать которой очень сложно. Тем более, что муж, Владимир Зорин, - адепт современного концептуального искусства. Область его творческих поисков - визуальное искусство. И очень трудно оставаться на орбите собственного творчества, постоянно сталкиваясь с таким сильным и активным полюсом, как искусство Владимира. Известно множество примеров, когда в подобных обстоятельствах художник заражается вирусом современного искусства, но, не имея на него достаточных внутренних сил, теряет и свое лицо. Виктории удается оставаться собой, самодостаточной, современной и ищущей. У Виктории есть картина «Возвращение», на которой она сама, с котомкой за спиной, прорываясь сквозь вьюгу, семимильными шагами, по горам и морям, по островам целеустремленно шагает домой. К своим родным берегам. Автопортрет - декларация раз и навсегда выбранного пути.

   Зорина занимается декоративной живописью. В рамках этого направления неутомимо ищет новые приемы и новые способы выражения. Но неизменным в ее работах остается одно - ее величество Красота. Не гламур, а именно красота, корни которой уходят в народное искусство. От него же в творчестве Зориной и декоративность, и юмор, и мудрость. Уже первые работы, показанные на выставках в Петрозаводске, отличали оригинальный язык и яркая творческая индивидуальность. И до сих пор в подобной манере не работает никто из карельских авторов. Ее листы и деревянные плакетки можно разбить на темы и разделять на жанры. Но стоит ли? Она пейзажист, портретист, анималист, мастер натюрморта и жанра. Но чаще художница работает на стыке жанров традиционных и несуществующих, присущих лишь ей. Это листы, посвященные жизни женщин: картины-притчи, картины-мечты. Как, например, в одной из работ, очень по-домашнему одетый в носочки ангел старательно посыпает землю серебряной крошкой, сыплющейся из луны. От этих важных хлопот мир преображается и хорошеет. Ведь если он не поспешит, то как же на свете наступит зима? А может это и не ангел вовсе, а просто замечтавшаяся женщина, у которой от счастья выросли крылья? Ее искусство - женского рода. Оно от лица женщины, о енщине и о том, что ее окружает. Ее героини прочно, по-крестьянски стоят на земле, а мятущаяся их душа парит и стремится к недостижимой мечте, а голова упирается в небо. Они достают с небес звезды, и не забывают при этом, по-хозяйски, засунуть в кошелку луну (авось, пригодится!). На их плечах покоится мир. Они основательны и вечны, как берега (из серии «0тдых››), к которым так хорошо прибиться в непогоду. В них они как воплощение спокойствия, созерцательности, мечты, светлого, отрадного начала. В работах Зориной всегда присутствуют интрига, сюжет и юмор как интеллектуальная придумка. Серия «Мир вещей» - это затея с хорошо знакомыми предметами быта. Это попытка найти новый смысл, новый, непривычный контекст существования привычных вещей. Черта, свойственная современному искусству. В них вещи живут особой жизнью, устроенной по собственным законам. Они становятся огромными по размеру, спорят в своей важности с архитектурой, приобретают небывалую значимость: цветы в банках вырастают выше облаков, стакан становится похожим на сказочный замок, букет сирени любуется своим отражением в стареньком дачном зеркале, а маленький парусник грезит о больших путешествиях, как оловянный солдатик в сказке Андерсена. «Мир вещей» - серия, в которой домашний, теплый, наполненный особым смыслом мир наполнен благословенным чувством гармонии с родными и любимыми людьми, кошками, предметами быта. В ее работах всегда преобладают оптимистические мотивы, в которых отражается светлое, мудрое приятие жизни. Это не означает отсутствие интенсивной духовной жизни, не отрицает состояния внутренней борьбы, напряжения, сопутствующего трагическим жизненным мгновениям. Именно их чутко улавливает мироощущение художника («Тревога››, «Черный ворон, что ты вьешься… ››).

   «Острова» - это, пожалуй, самая интеллектуальная из ее работ. В серии из 12 коллажей представлена череда впечатлений от увиденных и эмоционально пережитых явлений природы: первый снег, открывающееся сквозь кроны деревьев небо, речной поток, жар осенней листвы, тревога. Равновесие, гармония, переживание полноты жизни. В этой практически беспредметной серии ничто не отвлекает от наслаждения композицией и цветом. Цвет несет на себе основную смысловую нагрузку. По признанию самой художницы ей очень нравится подбирать цвет к цвету. Это происходит интуитивно. Сначала она настраивается на идею и уже вслед за ней выбирает цвет, который потом переливается в смысл и содержание произведений. Цвет в творчестве Виктории может быть не только эмоциональным и смысловым составляющим содержания произведений. Он может быть и концептуальным. Например, на игре красного и синего цветов Зорина выполнила целую серию произведений, включающую в себя пейзажи, изображения животных и птиц. В рамках заранее заданной цветовой гаммы, казалось бы, ограничивающей «изобретательные›› возможности, художница изощренно работает над сюжетами и интригой своих листов. Звучат темы сопоставления, гармонии и разлада, борьбы. Возникают они, в первую очередь, с помощью сложнейших линейных ритмов и оригинальных композиционных приемов.

   Виктория Зорина - признанный в Карелии анималист. Долгое время ее коты, пользовавшиеся огромной популярностью у зрителей, считались ее «брендом». То разнообразие приемов, которое она демонстрировала в работе над кошачьей серией, говорило о неистощимой фантазии художницы. Это были листы и деревянные плакетки с изображением веселых и сердитых, сытых и тощих, ласковых, обаятельных и хищных животных. Но они всегда несли на себе дополнительную смысловую нагрузку. Это были коты - ночь, коты, стремившиеся изо всех сил походить на одуванчик и т.д. В последних работах в образах не только котов, но и других «братьев наших меньших» все явственнее звучит тема сложных человеческих взаимоотношений, а звери все чаще выражают внутреннее состояние самой художницы. Кошачий триптих, показанный на выставке «Усы, лапы, хвост», объединен темой выражения разных состояний, сложной колористической гаммой (сдержанной и одновременно отрадной), ритмом и гармоничным линейным началом. «Осень», «Коты», «Разговор» воплощают последовательно темы полноты жизни и уюта домашнего очага, заботы большого, взрослого о маленьком и беззащитном, настоящей, большой дружбы и общности интересов «друганов››.

   Работа «Медведь» (2003 г., бумага, смешанная техника) в полной мере отражает ощущения и переживания художницей и своего внутреннего состояния и отражает глубоко и тонко переживаемые ею образы природы.

   Огромный медведь в утлой лодочке прижимает к себе серебристый серп луны. Черный Цвет фона, на котором изображен медведь, как воплощение тайны, сосредоточения мысли, погружения и чего-то интимного. А вода, как образ Карелии, и как вечный собеседник художницы.

   Портрет занимает важное место в творчестве художницы. В каждом из них - не просто констатация факта сходства с оригиналом (это занимает ее в последнюю очередь), а все та же интеллектуальная придумка, затея, игра. Для каждого из героев портрета найдена единственно возможная колористическая гамма, оригинальный ход. На портретах свекрови и свекра непривычно крупный формат, казалось бы несоразмерный размерам листа. Но именно так подчеркнуты значимость и масштабность людей, живущих на земле. «Их лица, словно карты странствий дальних, испещрены событьями времен...››,- эти строки невольно вспоминаются, когда рассматриваешь изрезанные морщинками, мудрые и дорогие художнице лица.

   В портретах подруг и автопортрете, образующих квадриптих, характер каждой модели выражен через взаимоотношения с красотой мира, воплощенного в осеннем пейзаже. Одну из них красота окружает и является неотъемлемой частью ее жизни; другая набрасывает ее на плечи, как шаль; еще одна вяжет этот дивный пейзаж, попыхивая сигареткой; а для четвертой, в силу обстоятельств, красота мира поблекла и из отрешенного лица ушли краски жизни. Четыре женских мира, четыре судьбы.

   Аскетичный, сдержанный характер угадывается в портрете Владимира Зорина, изображенного рядом со своей деревянной скульптурой. И рядом с этим сдержанным образом автопортреты художницы декларируют ее внутреннюю раскрепощенность, экстравертность, импульсивность и непосредственность.

   Декларируют ее позитивный настрой и радостное приятие жизни.

   Самой большой удачей художницы в жанре портрета стал образ друга и художника Олега Юнтунена. Ниже приводится статья, написанная для журнала «Карелия».

Виват, художник!

  «Виват, художник!›› - так называлась юбилейная выставка, посвященная 65 - летию Союза художников Карелии, открытая в МИИ РК. Наверное, нельзя придумать лучших слов, чтобы выразить чувство восхищения произведениями любимых карельских авторов.

   Среди множества хорошо знакомых, классических работ из фондов Музея и совсем новых, созданных в последние несколько лет, как-то особенно выделялся «Портрет Олега Юнтунена» Виктории Зориной. Он был написан в 2003 году к выставке «Человек Образ. Символ», которая проводилась в Городском выставочном зале. Тогда, рядом с этой графической работой на стене был и фотопортрет Олега, сделанный Ириной Ларионовой. В то далекое «тогда», когда Олег еще был с нами.

   Это был особенный человек. Большой художник и большой путешественник. У каждого из нас есть какие-то особенные, заветные, любимые места, где отдыхает душа. Душа Олега Юнтунена принадлежала Белому морю. Он бывал там часто и подолгу, привозил массу впечатлений и новых тем для работ. Поэтому, наверное, беломорский простор стал фоном для его портрета. При внешней субтильности Юнтунен обладал поразительно твердым характером и выносливостью. Многокилометровые походы в непогоду с тяжелым рюкзаком за плечами были делом привычным и любимым. И на портрете он сам - как часть суровой природы, как скала, как материк. Отточенная линия Виктории Зориной настолько четко строит скульптурный объем лица, что оно напоминает отполированные морем щепки или камень, в изгибах которых - отзвуки живого и вечного движения стихии моря и ветра.

   «Покоритель Белого моря №1» - так назвал свой портрет Олега Юнтунена его коллега, художник Владимир Зорин. И в искусстве Юнтунен был, безусловно, номер 1. Ему очень подходит немодное слово «труженик››. Его мастерская поражала огромным количеством работ. Неэффектные, какие-то очень будничные мотивы природы становились объектом его пристального внимания, варьировались, оттачивались, становясь с каждым вариантом «на тему» все интересней и совершенней. Не только в Карелии, но и за ее пределами хорошо известны великолепные офорты мастера.

   Они приобретались крупнейшими музеями нашей страны. Но в последние годы он много писал темперой и постоянно искал новые возможности использования традиционных техник. Так, с упорством и тщательностью старых мастеров кропотливо, слой за слоем наносил и смывал краску,прорабатывая поверхность листа, и наполнял его мощной энергетикой. И хотя в пейзажах Юнтунена не было изображения примет цивилизации, а лишь «чистая» природа, в них чувствуется отточенный, острый взгляд на мир современного автора, тонко ощущающего нерв времени.

   Его пристальный, острый, горький взгляд на портрете обращен не к нам. Хотя в обыденной жизни и в общении с коллегами и почитателями взгляд

   Олега был лукавым и озорным. Всегда ровный, приветливый, мягкий, доброжелательный, с юмором человек. Таким он запомнился многим.

   В этой работе Зорина очень «настроена на волну» Олега. Это ощущается и в цвете: пергаментный колорит портрета вторит цвету последних работ Юнтунена и это тоже создает диалог двух авторов, говорящих на одном языке искусства. В произведении нет предчувствия скорого прощания с художником, с другом. Виктория Зорина и не стремилась к этому. Эта картина – скорее признание в любви к таланту и яркой, неординарной личности.

   Просто с уходом из жизни мастера изменился контекст восприятия самого портрета. Сегодня он звучит как прощание. Олег Юнтунен останется на нем как знак и символ эпохи путешественников, романтиков и великих тружеников. Таких больше нет.

Виват, художник!

 Дункерс А.О., сотрудник Музея изобразительных искусств РК

 

Территория Виктории (статья для детей)

  

   Что мы обычно делаем, когда за окном дождь, слякоть, хмарь или плохое настроение? Кто-то включает музыку и зовет в гости друзей, кто-то   просто смотрит телевизор.

   А вот художник Виктория Зорина  берет бумагу, цветные мелки, краски и сама себе создает и солнце, и тепло, и радостное настроение. Без этого она просто не может жить.

    У нее есть замечательная картина «Росток». На ней изображено, как сквозь толщу снега, среди хаоса отживших листьев, наперекор ледяному холоду из земли навстречу небу тянется зеленый росток. Очевидно, он для себя решил, что настало его время, взял да и пророс, невзирая на зимнюю стужу. Виктория очень похода на него. Что бы ни случилось в ее жизни, она упрямо не выпускает красок из рук.

   Она рисует столько, сколько себя помнит. В детстве не могла уснуть, если днем не нарисовала ни одного рисунка. И, когда в четвертом классе сломала правую руку, то стала учиться рисовать левой.

  А когда закончила ЛВПХУ им. В. Мухиной по отделению стекла, то создала дипломную работу «Северное лето»: стеклянный сервиз с декоративным орнаментом из бересты. Ей говорили. Что такое сочетание материалов невозможно, Но она считала, что прозрачные стеклянные птицы и медведи на крышках кувшинов будут воплощать прохладу северной природы, а кора березы согреет их теплом. И в результате художница получила за эту работу высший балл и бронзовую медаль Академии художеств.

   В детской художественно    школе ее любимый учитель, замечательный карельский художник Александр Харитонов говорил ей, что в искусстве нужно заниматься только тем, что интересно, учил свободно выражать свой характер, свое настроение, свои мысли. Может быть, это был самый важный совет: быть самой собой.

   И Виктория, действительно, не похожа ни на кого. Она создала свой мир, свою страну, в которой звенит тишина и раздаются тихие протяжные песни. Это территория, на которой нет места конфликтам современности, здесь светит яркое солнце, и тихо падает снег, улитки поражают своим необычным цветом и смотрят на нас огромными  глазами, цветы вырастают выше облаков, а по-домашнему одетый ангел в шерстяных носочках по-хозяйски  посыпает лес и землю  серебряной лунной крошкой. А как же  иначе? Если ангелочек не позаботится о том, чтобы лес принарядился к рождеству,  как же на  свете наступит зима?

   А может  быть, это и не ангел вовсе, а просто женщина, у которой от счастья выросли крылья, и она решила поделиться этим своим счастьем, одарить им весь белый свет? Или это – сама художница? Вполне возможно, ведь что бы она не рисовала, Виктория рассказывала прежде всего о себе. Вещи и предметы из ее дома становятся героями ее картин. Она умеет подсмотреть их тайную жизнь, почувствовать их как-то особенно. Например, в натюрморте с букетом она гордо любуется своим отражением, а маленький игрушечный парусник грезит о большом путешествии, совсем, как оловянный солдатик  в сказке Андерсена.

   Иногда Виктория на время покидает свою страну и уходи в школу искусств, где она много лет учит детей рисовать. Или спешит в Славянский институт к своим студентам.  

  Ей многое в искусстве интересно. Она всегда мечтала оформить театральный спектакль и проиллюстрировать книгу. Летом 2003 года ее мечта сбылась: зрители увидели спектакль «Листы каменной книги», костюмы  и декорации к которому создала Виктория Зорина. А вы. Ребята, часто видели в журнале «Кипиня» ее яркие, необычные, веселые и запоминающиеся  обложки и иллюстрации.

   Я знаю, что у многих жителей нашего города есть дома произведения Виктории, созданные нее только на бумаге, но и на деревянных плакетках. И мое знакомство с художницей началось с того, что мы с мужем заказали ей наш семейный портрет. И с тех пор в нашем доме навсегда поселилась немного грустная пара,  которая кормит   с ладоней птиц счастья. На этом портрете мы не похожи на себя, да и птиц таких не бывает. Но Виктория Зорина рассказала в этом произведении о самом главном – о том, что каждый из нас может быть счастливым.    

                                       Сотрудник Музея изобразительных искусств РК

А.О. Дункерс