Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Андриянов Александр Яковлевич

Живописец

           Александр Яковлевич Андриянов родился 7 апреля 1988 года в д. Басино Толвуйского уезда Олонецкой губернии в семье бедного крестьянина-плотника.

            «Отцу моему за малостью земли приходилось большую часть года проводить на отхожих промыслах: летом – плотничать, зимой в извозе в Поморье и на казённых лесных заготовках, куда 11-летний я был взят свозить бревна. Первый в доме я был отдан в сельскую школу грамоты»,- пишет Александр Яковлевич в своей краткой автобиографии, написанной для художественно-ремесленной школы в г. Петрозаводске, где он в 20-е годы вёл класс рисунка и живописи.

           «На двенадцатом году по местным обычаем меня отправили в Петербург. От дому до столицы пришлось ехать на лошадях. В Петербурге не было заранее подыскано место «мальчика» и извозчик, не зная куда меня деть, оставил меня у моей сестры, которая жила у господ в кухарках. Сестра отдала меня на пять лет в ученье в иконную лавку». Там, в иконной лавке, мальчик впервые начал рисовать, а вернее срисовать картинки с иллюстрированных журналов, которое иногда покупал хозяин лавки. Выторговав у него два часа свободного времени от 5 до 7 вечера (отрабатывал после закрытия лавки), Андриянов стал посещать рисовальную школу Общества поощрения художеств, купив за 9 рублей билет на право ее посещения (позже получал бесплатные билеты).

            Закончив школу и желая учиться дальше, Александр Яковлевич покинул иконную лавку, оставшись таким образом без всяких средств к существованию. Отец по причине бедности помогать ему не мог, приходилось самому зарабатывать на жизнь.

             «В 1907 году я имел возможность держать экзамен в Академию Художеств, куда и поступил вторым учеником, но т.к. не имел общего образовательного ценза, был зачислен вольнослушателем… Вольнослушатели не получали стипендии. В 1911 году за работы я все-таки стал получать стипендию в размере 15 рублей в месяц…»,- пишет в своей автобиографии А. Андриянов.

            То, что материальное положение ученика Академии Художеств Александра Андриянова действительно было бедственным, подтверждают и некоторые документы из государственного архива КАССР.

                 В журналах Петрозаводского уездного земского собрания и докладах Управы за 1910 год в №61-м рассматривается ходатайство ученика Имперской Академии Художеств крестьянина Толвуйской волости деревни Басинской Александра Андриянова о назначении ему пособия». Цитирую: «уездным земским собранием очередной сессии 1908 года ученику Академии Художеств Андриянову, согласно его ходатайства, было назначено на 1909г. Пособие в размере 60 руб. Пособие это им доныне не получено: по его заявлению он до настоящего времени не знал о назначении ему пособия от уездного земства, т.к. не был поставлен в известность. Явившемуся лично в Управу 10 сентября в выдаче пособия  было отказано в виду того, что за истечением установленного льготного срока для действия земской сметы кредит выдаче означенного пособия Управой был закрыт.

                 Известившись о такой печальном для него положении дела Андрияновъ вошёл в управу прошением коим просит ходатайствовать перед земским собранием 1) о выдаче ему назначенного уже пособия в 60 руб. и 2) о назначении ему пособия до окончания его образования. По его объяснению он крайне нуждается и всякое пособие даже незначительное для него неоценимое благодеяние. Уездная земская управа с особенным удовольствием поддерживает ходатайство Андриянова – крестьянина сумевшего собственными усилиями достигнуть Академию Художеств и через то выйти на дорогу, куда влекло его природное дарование - усерднейше просить земское собрание разрешить выдачу Андриянову 60 рубл. назначенных ему было в пособие, но не полученных им по независящим от него обстоятельствам и назначить ему пособие и на 1911 год в размере тех же 60 рублей.

            Если земскому собранию угодно будет уважить ходатайство управы, то следует ввести на сей предмет в расходную смету на 1911 год 120 руб. (доклад разсмотрен 4 октября)».

             В Академии Александра Андриянов занимался в мастерской профессора Владимира Егоровича Маковского. В 1914 году он приступил к выполнению конкурсной программы на тему «Утро Венеры», а через год в 1915 году совет профессоров Академии Художеств присудил Андриянову звание художника-живописца.

            Черно-белая репродукция с этой картины была воспроизведена в одной из академических каталогов.

            Искусствовед В.И. Плотников в статье «Первые профессиональные художники – уроженцы Карелии», ссылаясь на «Петроградскую газету» от 5 ноября 1915 года, дает конкурсной картине А.Я.Андриянова отрицательную оценку. Причина - отвлеченность, нежизненность сюжета, что было характерно для академической школы предреволюционных лет, тяготеющих к эклектике. Вряд ли сюжет картины выбирал сам автор - Александр Андриянов. Программа была задана Академией…

          В эти же годы, приезжая на каникулы в родную заонежскую деревню, Александр Яковлевич с удовольствием писал сельские пейзажи, портреты своих односельчан. Сохранился портрет отца художника – Якова Андриянова. Как пишет В.И.Плотников об этом портрете «в нем много ученического, незрелого, заученный коричневый колорит и поза академического натурщика». И тем не менее, в этом раннем портрете Андриянова много обаяния: образ крестьянина в красной рубахе, занятого своей привычной работой (вяжет сети), полон внутреннего достоинства. Портрет написан с любовью и уважением к отцу, хотя без конкретизации внутренних индивидуальных черт модели. В нем угадывается нечто общее, свойственное многим трудолюбивым и талантливым крестьянам из Заонежья. Заметна попытка создать положительный образ человека из народа, на конкретном, родном для художника, материале. «Потрет отца» многие годы находился в семье А.Я. Андриянова. В 70-е годы жена художника Людмила Васильевна Андриянова  подарила его (вместе с портретом ее матери- Е.А, Леонтьевой) Государственному историко-краеведческому музею. Оттуда в 1975 году эти работы А.Я, Андриянова поступили в фонды музея изобразительных искусств Республики Карелия, реставрировались и были введены в ее постоянную экспозицию. Очевидно тогда же, в период обучения в Академии Художеств в каникулярные поездки в Заонежье в родной деревне Басино были написаны Андрияновым пейзажные этюды «У околицы»и «Ржаное поле». На этюдах нет даты, но есть подпись А.Я, Андриянова. Они были приобретены Краеведческим музеем в предвоенные годы у близкого знакомого художника  Надежина. От него же в 1938 году в фонды КГМ поступил портретный этюд «Девочка в красном платье», переданный в 1960 году в Музей изобразительных искусств Республики карелия.  Племянник художника Анатолий Дмитриевич Андриянов , увидев этот этюд на выставке к 100-летию Андриянова, высказал предположение, что он писан в Заонежье с сестры художника Ефимьи Яковлевны в 7-9-летнем возрасте. В доказательство своей версии, Анатолий Дмитриевич принес в музей фотографию Ефимьи Яковлевны в пенсионном возрасте. Сравнивая фотографию и портретный этюд кисти Андриянова, можно найти нечто общее в чертах лица деревенской белокурой девочки и пожилой женщины- сестры художника Ефимьи Яковлевны Андрияновой (в замужестве Кузнецовой). 

        Из раннего петербургского творчества Александра Андриянорва наибольший интерес представляет его «Женский портрет», куплен-ный музеем в комиссионном магазине на Невском проспекте в Ленинграде в 1970 году. Портрет подписан и датирован художником 1915 годом (именно в этом году совет профессоров Академии Художеств присудил ему звание художника Живописца). В.И. Плотников, писавший в конце 50-х годов о творчестве Андриянова, этого портрета еще видеть не мог. А между тем именно эта работа дает наиболее полное представление о манере художника тех лет, о степени его профессиональной подготовленности.

            Портрет написан в традициях русской академической портретной живописи начала века.

            …Мягко вылеплено округлое женское лицо, не лишенное приятности. Контуры несколько полноватой фигуры женщины растворяются в сиреневато-коричневатом фоне, серо-дымчатые тона легкой прозрачной накидки на плечах повторяются в прическе…

            Художник не пытается раскрыть характер модели он просто ею любуется, находясь под обаянием ее женской индивидуальности и пытаясь сохранить на холсте мимолетность, неповторимость ее настроения.

            В год написания этого портрета Александр Яковлевич преподавал в школе живописи Общества поощрения художеств в Петрограде, а вообще за время учебы в Петербургской Академии Художеств Александр Андриянов имел большую практику- писал копии с известных картин, занимался декоративной живописью, религиозной живописью, писал заказные портреты и даже участвовал с экспедицией профессора Н.Я. Марра в археологических раскопках г. Ани в Закавказье. Об этом мы узнаем из автобиографии художника.

            В 1916 году А.Я. Андриянов поступил на военную службу специалистом в Петроградский Семеновский полк. Во время революции работал  в культурно-просветительной комиссии полка, занимался устройством революционного театра в полку и заведовал там клубом.

         В 1918 году Александр Яковлевич вернулся в родное Заонежье. В Толвуе организовали первый в Заонежье сельский совет, председателем Толвуйского совета был избран Павел Михайлович Варщуков, а секретарем комитета бедности- Александр Яковлевич Андриянов. Вместе с другими своими односельчанами они активно участвовали в строительстве Советской власти в Заонежье, в ее первых шагах на этой земле.

       Одновременно А.Я. Андриянов работал учителем ИЗО-искусств в школах Толвуйской волости (в 1918-1919 гг.) и исполнял декоративные работы для спектаклей самодеятельных сельских театров. Художники Карелии первых лет Советской власти, как правило, были и общественными работниками.

            Педагогическую деятельность А.Я. Андриянов продолжил в Петрозаводске, вскоре переехав туда на постоянное место жительства.

            В 1919 году в Петрозаводске в здании к/т «Сатурн» открылась первая художественная школа- мастерская. Организатором школы был бывшим преподаватель физики Петрозаводской гимназии, а позже нарком просвещения Валентин Михайлович Парфенов, художественным руководителем школы – Вениамин Николаевич Попов. Преподавали в школе художники Константин Собакин, Константин Аккуратов и Александр Андриянов. В архиве старейшего архитектора Карелии Александра Михайловича Митрофанова – автор мемуаров « записки старого петрозавочанина» (Петрозаводск, «Карелия», 1987 г.) есть фотография одного из классов петрозаводской художественной школы-мастерской. На фоне дощатых стен, картин и мольбертов снялись ученики и преподаватели художественной школы, среди них – в длинном белом кителе Александр Яковлевич Андриянов .

            Времени на творчество оставалось крайне мало. И все же он находил его, чтобы писать портреты и пейзажные этюды на натуре «Водопад Кивач», «Берег озера».

            В настоящее время в фонде Национального музея Республики Карелия находятся подписанные заонежские этюды А.Андриянова «У околицы»  и «Ржаное поле»  Эти единичные этюды, не дают, разумеется, полного представления о творчестве А. Андриянова – пейзажиста. Да и был ли он им?

            Творческие интересы художника были связаны главным образом с портретом. К сожалению и портрет А.Я. Андриянова сохранилось немного – утрачены во время Великой Отечественной войны в Петрозаводске.

            В 20-е годы Александр Яковлевич жил в Петрозаводске на улице Герцена  в старом деревянном доме Леонтьевых, построенным по семейному преданию в конце XVIII  века. Хозяйкой дома была мать его жены, старейшая жительница Петрозаводска (не дожила до 100 лет 4-х месяцев) Евдокия Александровна Леонтьевна. Она родила на свет 12 детей, многие из них стали известными, уважаемыми в Карелии людьми, работавшими на ниве культуры и просвещения.

            Всего у Евдокии Александровны Леонтьевой было 9 сыновей и три дочери – Мария, Елизавета и Людмила. Людмила Васильевна Леонтьева вышла замуж за Александра Яковлевича Андриянова в 20-е годы ХХ века. В 1924 году он написал с нее портретный этюд, хранящийся сейчас в семье сына Андриянова. На портрете- молодая, красивая женщина с нервным румянцем на бледных щеках, с чеканным, четко очерченным профилем. Колорит портрета построен на нежных розовых, сиреневых и оливково-коричневых тонах. Обозначен не только прекрасный профиль женщины, но и своеобразие ее душевной организации, ее нервной и волевой натуры. Этот портретный этюд писался, очевидно, всего за несколько сеансов, в нем нет той застылости формы, что порой неизбежна при долгой и тщательной работе художника над большим холстом.

             В 20-е годы ХХ века  Александр Яковлевич писал преимущественно хорошо знакомых или близких ему людей.

В фондах Музея изобразительных искусств Республики Карелия находится еще один портрет кисти художника Александра Андриянова. На нем изображена Евдокия Александровна Леонтьевна.  Она была прекрасной матерью и воспитательницей своих детей – в этом был весь смысл ее жизни, ее природный талант и доброта. Это главное почувствовал и понял в ней Александр Андриянов, живший рядом с Евдокией Александровной в ее родовом доме в Петрозаводске. Евдокия Александровна спокойно, даже несколько отрешенно позирует в старинном кресле красного дерева на фоне традиционных для тех лет фикусов, о чем то глубоко задумавшись…

            На бледном лице выделяются чистые пронзительно-глубокие глаза. Глаза – единственно яркое и звонкое пятно в этом строгом, сдержанном по цвету портрете. Думаю, что не прав был Виктор Иннокентьевич Плотников, когда писал, что «… погасли когда-то живые, теперь тусклые, остановившиеся глаза… женщины». Они не погасли, а светятся отражением внутренней душевной жизни, устремлены вглубь воспоминаний…

 

            Творческий и жизненный путь Александра Яковлевича Андриянова - живописца и педагога – оборвалась в 1933 году (похоронен в Петрозаводске на Неглинском кладбище).

            Сохранилась мало его работ. Но даже те немногие позволяют судить о творчестве Андриянова как тонкого портретиста - психолога. Особое же значение для изобразительного искусства республики имеет педагогическая деятельность художника Андриянова по подготовке художественных кадров в первой профессиональной школе Карелии.  К сожалению, имя художника, не удостоенного при жизни никакими правительственными наградами, в 40-50-е годы было незаслуженно забыто. Лишь в 70-е годы, когда портреты Анриянова были отреставрированы и введены в постоянную экспозицию музея изобразительных искусств Республики Карелия его творчество стало известно широкому зрителю.

           

                                                                                                                      С.К. Полякова