Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Авдышев Алексей Иванович (1928-1997). График, пейзажист. Окончил Ленинградское художественно-педагогическое училище (1948-1952). Заслуженный деятель искусств РК (1959), заслуженный художник РФ (1984), лауреат Государственной премии РК (1986). Член СХ (1957).

А. И. Авдышев - участник более 100 художественных выставок - республиканских, зональных, всероссийских, и многих зарубежных. Талантливый человек талантлив во всём! Алексей Иванович Авдышев не только выдающийся карельский художник, но и прекрасный поэт. Авдышев - член Союза писателей СССР с 1956 года, автор поэтических сборников «Красные снега», «3аонежье», «Возвращённая весна», «И свет и тень» и многих других. Все эти сборники проиллюстрированы гравюрами Алексея Ивановича.

Искусство линогравюры в Карелии прежде всего связано с именем Алексея Ивановича Авдышева. Он - признанный мастер этой техники, известный далеко за пределами Карелии. Исполнение гравюры требует зоркости глаза, точности руки и нежности сердца. Всё это в избытке было у Алексея Ивановича Авдышева. Его творческий почерк самобытен и узнаваем сразу. Сработанные ли в цвете, или в черно - белой гамме линогравюры Алексея Авдышева поражают своей гармоничностью и согласованностью формы и содержания. В них есть характерные для художника резкость, жесткость штриха, условность некоторых фактур. Его листы это квинтэссенция чувственных переживаний и впечатлений, наполненных восторгом и любовью к первозданной «былинной» природе Карелии и суровой красоте родного северного края.

Диапозон охвата пейзажного материала в гравюрах Алексея Авдышева чрезвычайно широк: Петрозаводск и его улицы, Соловки, фьорды Валаама и, конечно же, жемчужина Заонежья – остров Кижи. Это далеко не полный перечень тем и мотивов, которые волновали художника и находили убедительное пластическое решение в его гравюрах и акварелях.

Талант художника Авдышева многогранен. Работая над серией городских пейзажей, приглашая зрителей прогуляться по тихим улицам и уютным дворикам Петрозаводска конца 50-х годов, он раскрывается в ранних цветных линогравюрах как проникновенный лирик, любящий свой город.

В монохромных же, многоплановых по содержанию листах художник мастерски заставлял «звучать» и тёмные бархатистые пятна и белый цвет бумаги, которая в его умелых руках обретала светоносную силу.

Каждый штрих в гравюрах Алексея Авдышева вносит свою неповторимую ноту в общую картину повествования, в совокупности создавая глубоко поэтические образы родной земли - озерного и лесного края. И тогда на листах оживают седые силуэты старых церквей и часовен, естественно вписанных в окружающую пейзажную среду, слышится песнь ветра, гуляющего в высоких кронах соснового бора, накат волны, с шумом разбивающейся о могучие скалистые берега, ощущается полёт облаков, безмятежно плывущих вдоль линии горизонта.

«Нежность отдаю я акварели, Мужество - граверному резцу», - так писал поэт А.И. Авдышев о своём творчестве.

В акварелях А. И. Авдышев пытался передать мимолетность природных состояний - прозрачность синего неба, влажность Онежского воздуха, густоту и прохладу утренних туманов над Онего. Алексей Иванович Авдышев – истинный певец красоты родного края. Какие бы художественные средства будь то перо, кисть или гравёрный резец не использовал художник, его творчество проникнуто тонким поэтическим чувством и трепетной любовью к природе Карелии, её древней первозданной красоте, которую современный человек должен беречь и сохранять на века.