Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Барышников Алексей Герасимович

Архитектор, художник, педагог

О творчестве А.Г.Барышникова.

   С именем Алексея Герасимовича Барышникова связано развитие архитектурного строительного дела в нашей республике, в целом формирование художественной культуры Карелии.

   Творчество А. Г. Барышникова и советское искусство почти ровесники: он принадлежит к поколению художников, пришедших в искусство во время революции.

    Алексей Герасимович родился в Петербурге. В 14 лет он твердо  решил стать архитектором. Именно в этот период в жизнь будущего художника входят учителя Валентин Викторович Волков , а затем Василий Евмениевич Савинский и Леонтий Николаевич Бенуа. Вот как вспоминает А. Г. Барышников о своём наставнике профессоре Академии  художеств В. Е. Савинском: «На мою долю выпала великая честь, мне довелось учиться у Василия Евмениевича не только в стенах академии, но и в домашней обстановке. Превосходный  преподаватель рисунка, удивительный человек, он умел завоевывать своей добротой и сердечностью доверие учеников, а также воспитывать в нас высокое этическое представление о назначении  художника.

   С профессией архитектора Алексей Герасимович  познакомился на архитектурном факультете Академии художеств по руководством Л. Н. Бенуа.

    Мастерская Леонтия Николаевича Бенуа дала стране немало высокообразованных зодчих. Многие из них в трудные для молодой советской республики годы оказались на переднем фронте борьбы за новую Россию, своим бескорыстным  трудом способствовали восстановлению и развитию народного хозяйства. К ним  по праву принадлежит Алексей Герасимович.

   В 1919 году при  Комиссариате просвещения по инициативе В. И. Ленина и А. В. Луначарского был создан отдел охраны искусства и старины. Особая комиссия этого отдела, в состав которой входили музейные сотрудники, художники, студенты Академии художеств, занимались выявлением и передачей в крупнейшие музеи страны произведений искусства, ранее принадлежавших аристократии, бежавшей из России.  В этой комиссии в качестве эксперта работал тогда Алексей Герасимович. Во дворцах, особняках знати, покинувшей Петроград, и особенно во дворце Юсупова были обнаружены многочисленные произведения большой художественной ценности (полотна западноевропейских мастеров, картины русских художников XVIII – начала ХХ в.в., в том числе портретные работы В. А. Серова, а также изделия из серебра, фарфора и  др.), которые в значительной степени и обогатили собрания Эрмитажа и Государственного Русского музея.

    В 1920 году А. Г. Барышников вместе с другими студентами ушёл на Гражданскую войну. Через два года он возвращается в Академию художеств и после окончания  её направляется  на работу в отдел коммунального хозяйства при Ленсовете, занимется достройкой и восстановлением зданий Ленинграда. Позже А. Г. Барышников  работал как художник-архитектор в Ленпроекте. Уже тогда увлёкся педагогической деятельностью. Его учениками  стали студенты художественного института ( ныне высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной). Для  Алексея Герасимовича преподавательская работа всегда являлась необходимой потребностью, одной из форм жизнедеятельности. Желание отдать ученикам всё, что знаешь, никогда не покидало его.

   В Петрозаводске А. Г. Барышников живет и работает с 1946 года. В первые послевоенные годы он занимается восстановлением разрушенного Петрозаводска. В 50-е годы по авторским проектам А. Г. Барышникова построены жилые здания на ул. Дзержинского, Титова, а также Дом Советов в Кондопоге и другие. В этот же период, с 1946 по 1969 годы, Алексей Герасимович преподает в архитектурно-строительном техникуме.

  Сегодня его многочисленные ученики вспоминают, с каким увлечение и глубоким знанием дела он читал историю архитектуры, вёл проектное дело. Это человек гордится своими учениками-последователями: среди них  академик В. П. Орфинский и скульптор Лео Ланкинен, много заслуженных инженеров-проектировщиков и строителей, преподавателей вузов и техникумов.

  Но рассказ о творчестве архитектора Барышникова будет не полным без упоминания  о его таланте художника. Живопись, графика, эскизы декораций к его любимым спектаклям, которые он мысленно ставил для себя – часть этих работ находится в фондах музея изобразительных искусств РК. часть – в музее строительного техникума. Участие в выставках самодеятельных и профессиональных художников Карелии, персональные выставки в техникуме и, наконец, самая большая – в Музее изобразительных искусств РК в 1983 году. Тетрадь отзывов, хранящаяся до сих пор в библиотеке музея, полная благодарностей – от возгласов «Это здорово!» до подробного профессионального разбора работ, - принесла много радости автору. А он завещал любимому музею свою огромную библиотеку.

   Казалось бы, фраза о том, что человек живёт столько, сколько о нём помнят, стал общим местом. Но каждый раз, встречаясь с людьми, которые помнят, вновь поражаешься её вечной справедливости. Общение с людьми, которые помнят А. Г. Барышникова так, что кажется, он находится  где-то рядом, в соседней комнате, возвращает давно ушедшего человека в ряд живущих сейчас. Широко образованный, многогранный, глубоко чувствующий искусство, интеллигентный и очень скромный человек – таким он остался.   

 

  По материалам статей сотрудника музея Л. В. Соловьёвой и архитектора Е.Е. Ициксон.