Брюханов Николай Иванович
Художник книги, график
Среди многих вершин
С творчеством Н. И. Брюханова знакомо огромное количество читателей… Более восьмидесяти книг издательства «Карелия», оформленных и иллюстрированных им, широко разошлись и в нашей стране, и за рубежом. Трудным делом было бы даже простое перечисление лучших работ, исполненных художником за годы его деятельности. Однако в его творчестве можно выделить достаточно узкий аспект основных тем, который свидетельствует об одном из слагаемых успеха - о высокой целенаправленности художника, о его пристрастии к литературе высокой пробы, в том числе и к прекрасному миру сказки.
В этом тематическом кругу издания сказок А. С. Пушкина. В иллюстрациях и оформлении сборников (1961, 1964 гг.) очевидна не только влюбленность художника в прекрасную поэзию, но его очень точная настроенность на авторскую интонацию, на её изменчивый и вольный бег, на тонкие нюансы.
Близкой ему оказалась и пушкинская ирония, часто пронизывающая сюжетные повороты, которая, кстати говоря, от многих иллюстраторов ускользнула.
Н. И. Брюханов сумел создать свою графическую концепцию сложной по структуре книги. Её составляющие – мягкие и мажорные акварельные тона расцвечивания, соединяющиеся с упругой и точно характеризующей объём линией, подлинно сказочная и непринуждённая декоративность и тонкие иронические характеристики героев. Новой, интересной была и композиция сборника, в которой впервые, пожалуй, в советском книжном искусстве использованы и монументальные вкладки-триптихи, создающие в книге наполненный и весёлый ритм. С иллюстративным комплексом органично соединялось оформление – лёгкие страничные рисунки, заставки, концовки, решённые в один цвет, красочные шмуцтитулы, обложка. Новизна и точность интерпретации художником поэзии А. С. Пушкина была несомненной.
Столь же новаторским было оформление поэмы «Руслан и Людмила»(1975 г.). Пять основных песен следуют в строгом ритме. Их объёмы компонуются в макете книги с торжественной симметрией, в то же время наполненность каждой песни рисунками определяется важностью и динамикой событий. Нет конца козням злодеев, приключениям героев, богатырским подвигам Руслана – все это подробно описывает Н. И. Брюханов, предлагая своё неодносложное и убедительное прочтение образов сказочных персонажей. Следуя за поэтом в главном, он позволяет себе отступления от текста и населяет книгу также персонажами вымышленными, но удивительно естественно входящими в изобразительный ряд, в котором органично сплавилось и лирическое и ироническое начала. Характер графики, создающий вполне современный образ книги, в то же время приближает её к древней, рукописной и в самом деле повествующей о стародавних чудесах. Редкого единства разных и ценных качеств достиг здесь художник, и книга может быть поставлена в один ряд с интересной, до сих пор лучшей интерпритацией поэмы художником Т. Мавриной.
Другая, не менее важная и широкая тема, постоянно владеющая Н. И. Брюхановым, - тема Севера, русского и скандинавского, тема Карелии. Он оформляет крупные литературные произведения – книги У. Викстрема «Вперед, народ трудовой», «Суоми в огне», сборник избранных произведений М. Лассила и другие. Им задуманы вместе с составителем Д. Генделевым издания иллюстрированного исторического документа. Здесь художник сразу же утверждает широту изобразительной интерпритации. Миниатюрный сборник «Марциальные воды» (как популярный сувенир он выдержал пять изданий) нарисован с доброй улыбкой и мягким юмором. Сборнику же «Кижское восстание» свойственны интонации проникновенные, торжественные – это книга-мемориал, полиграфический памятник участникам восстания. Новый в нашем книжном искусстве жанр, безусловно, выдержал проверку временем.
С тонким пониманием специфики текста иллюстрирует Брюханов и другие сувенирные издания. В малоформатной книжечке «Карельские пословицы и поговорки» контурный рисунок пером в два цвета предельно точен и лаконичен, персонажи безошибочно прочитываются как национальные типы. Стремительная, угловая траектория, прочерченная хорошо точечным жалом топора (универсальным инструментом карела) была уже давно взята на вооружение художником и неплохо послужила ему ещё раз. В другом сборнике народных сказок –анекдотов «Были-небылицы» линия становится угловатой, герои медлительнее, пейзажи – лиричнее. Декоративные детали и тонкие, прозрачные по цвету миниатюры как бы расшифровывают истинный настрой рассказчика, собравшегося крепко заморочить голову собеседнику.
Столь же изобретательно и интересно иллюстрируется художником и скандинавская сказочная литература.
Среди многих творческих вершин, «взятых» Н. И. Брюхановым, одна из самых высоких – «Карельские сказки». Уже в первом издании(1967 г.) художник подошёл близко к созданию целостного книжного образа благодаря тщательному отбору типажа, предметов быта, образов народной архитектуры и вышивки – едва ли не самого распространённого в Карелии вида народного искусства. Можно даже утверждать, что линейная, орнаментальная щедрость и преобладающая в вышивке геометричность, переплавленные в иные, сугубо книжные формы, легли в основу индивидуальной графической пластики. Благодаря этому «Сказки» стали в карельском книжном искусстве первым и крупным развёрнутым национальным образом.
Через десять лет вышло новое издание «Сказок». В нём художник полностью отказывается от полосных рисунков. Если не считать рисунков оформления, всё пространство книги иллюстрируется двумя узкими вертикальными композициями по боковым полям разворота. Художник предлагает читателю в первую очередь обратиться к тексту, драматическому и прекрасному сказочному миру. В переводе на русский язык оказываются утраченными тонкая ритмика и богатые аллитерации языка оригинала. И вот тут-то и начинает «срабатывать» графическая пластика. Иначе и невозможно понять свободный ритм гибких, чуть размытых линий светло-голубого, сизоватого, серебристого, иногда почти исчезающего цвета – подобно изящнейшей народной северной вышивки белым по белому . В этом издании соединились и современная острота характеристик, и лиризм, и подлинно народный по духу своему стиль художественного мышления.
Нельзя не назвать ряд других жанров книжного искусства, в которых плодотворно работает художник. Это и литературная проза – здесь крупнейшим остаётся большой в 30 полосных рисунков иллюстрированный цикл к роману Д. Гусарова «Боевой призыв». Это и оформление поэтических сборников, среди которых следует отметить издание стихов первых финно-язычных поэтов Карелии «Сталью закалённые». Это и издания публицистического характера: большой альбом-фотоочерк «Карелия Советская» и иллюстрированное издание «Конституции КАССР».
Дипломант всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов книги, Заслуженный деятель искусств Карелии Николай Иванович Брюханов заложил один из краеугольных камней в фундамент здания современной карельской книжной графики.
Е. Калинин, искусствовед