Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Брюханов Николай Иванович

Художник книги, график

Среди многих вершин

 

    С творчеством Н. И. Брюханова знакомо огромное количество читателей… Более восьмидесяти книг издательства «Карелия», оформленных и иллюстрированных им, широко разошлись и в нашей стране, и за рубежом. Трудным делом было бы даже простое перечисление лучших работ, исполненных художником   за годы его  деятельности. Однако в его творчестве можно выделить достаточно узкий аспект основных тем, который свидетельствует об одном из слагаемых успеха - о высокой целенаправленности художника, о его пристрастии к литературе высокой пробы, в том числе и к прекрасному миру сказки.

    В этом тематическом кругу  издания сказок А. С. Пушкина. В иллюстрациях и оформлении сборников (1961, 1964 гг.) очевидна не только влюбленность художника в прекрасную поэзию, но его очень точная настроенность  на авторскую интонацию, на её изменчивый и вольный бег, на тонкие нюансы.

    Близкой ему  оказалась и пушкинская ирония, часто пронизывающая  сюжетные повороты, которая, кстати говоря, от многих иллюстраторов  ускользнула.

    Н. И. Брюханов  сумел создать свою графическую концепцию сложной по структуре книги. Её составляющие – мягкие и мажорные  акварельные тона расцвечивания, соединяющиеся с упругой и точно характеризующей объём линией, подлинно сказочная  и непринуждённая декоративность и тонкие иронические характеристики героев. Новой, интересной была и композиция сборника, в которой  впервые, пожалуй, в советском книжном искусстве использованы и монументальные вкладки-триптихи, создающие в книге наполненный и весёлый ритм. С иллюстративным комплексом органично соединялось оформление – лёгкие страничные рисунки, заставки, концовки, решённые в один цвет, красочные шмуцтитулы, обложка. Новизна и точность интерпретации художником поэзии А. С. Пушкина была несомненной.

   Столь же новаторским было оформление  поэмы «Руслан и Людмила»(1975 г.). Пять основных песен следуют в строгом ритме. Их объёмы компонуются в макете книги с торжественной симметрией, в то же время наполненность каждой песни  рисунками  определяется важностью и динамикой событий. Нет конца козням злодеев, приключениям героев, богатырским подвигам Руслана – все это подробно описывает Н. И. Брюханов, предлагая своё неодносложное  и убедительное прочтение  образов сказочных персонажей. Следуя за поэтом в главном, он позволяет себе отступления от текста и населяет книгу  также персонажами вымышленными, но удивительно естественно входящими в изобразительный ряд, в котором органично сплавилось и лирическое и ироническое начала.  Характер графики, создающий вполне современный образ книги, в то же время приближает её к древней, рукописной  и в самом деле повествующей о стародавних чудесах. Редкого единства разных и ценных качеств достиг здесь художник, и книга может быть поставлена в один ряд с интересной, до сих пор лучшей интерпритацией поэмы  художником Т. Мавриной.

    Другая, не менее важная и широкая тема, постоянно владеющая Н. И. Брюхановым, - тема Севера, русского и скандинавского, тема Карелии.  Он оформляет крупные литературные произведения – книги У. Викстрема «Вперед, народ трудовой», «Суоми в огне», сборник избранных произведений М. Лассила и другие. Им задуманы вместе с составителем Д. Генделевым издания  иллюстрированного исторического документа. Здесь художник сразу же утверждает широту изобразительной интерпритации. Миниатюрный сборник «Марциальные воды» (как популярный сувенир он выдержал пять изданий) нарисован с доброй улыбкой и мягким юмором. Сборнику же «Кижское восстание» свойственны интонации проникновенные, торжественные – это книга-мемориал, полиграфический памятник участникам восстания. Новый в нашем книжном искусстве жанр, безусловно, выдержал проверку временем. 

    С тонким пониманием специфики текста иллюстрирует Брюханов и другие сувенирные издания.  В малоформатной книжечке «Карельские пословицы и поговорки» контурный  рисунок пером в два цвета предельно точен и лаконичен, персонажи безошибочно  прочитываются как национальные типы.  Стремительная, угловая траектория, прочерченная  хорошо точечным жалом топора (универсальным инструментом карела) была уже давно  взята на вооружение художником и неплохо послужила  ему  ещё раз. В другом сборнике народных сказок –анекдотов «Были-небылицы» линия  становится угловатой, герои медлительнее, пейзажи – лиричнее. Декоративные детали и тонкие, прозрачные  по цвету миниатюры как бы расшифровывают истинный  настрой рассказчика, собравшегося крепко заморочить  голову собеседнику.

    Столь же изобретательно и интересно иллюстрируется художником и скандинавская сказочная литература.

    Среди многих творческих вершин, «взятых» Н. И. Брюхановым, одна из самых высоких – «Карельские сказки». Уже в первом издании(1967 г.) художник подошёл близко  к созданию целостного книжного образа благодаря  тщательному отбору типажа, предметов быта, образов народной  архитектуры и вышивки – едва ли не самого  распространённого  в Карелии вида народного искусства. Можно даже утверждать, что линейная, орнаментальная  щедрость и преобладающая в вышивке геометричность, переплавленные в иные, сугубо книжные формы, легли  в основу индивидуальной графической пластики. Благодаря этому «Сказки» стали в карельском книжном искусстве первым и крупным развёрнутым национальным образом.

   Через десять лет вышло новое издание «Сказок». В нём художник полностью отказывается от полосных рисунков. Если не считать рисунков оформления, всё пространство  книги иллюстрируется двумя узкими вертикальными композициями  по боковым полям разворота. Художник предлагает читателю в первую очередь обратиться к тексту, драматическому и прекрасному сказочному миру. В переводе на русский язык  оказываются утраченными тонкая ритмика  и  богатые аллитерации языка оригинала. И вот тут-то  и начинает «срабатывать» графическая пластика. Иначе и невозможно понять  свободный ритм гибких, чуть размытых линий светло-голубого, сизоватого, серебристого, иногда почти исчезающего цвета – подобно  изящнейшей народной северной вышивки белым по белому . В этом издании соединились и современная  острота характеристик, и лиризм, и подлинно  народный по духу  своему стиль художественного мышления.

   Нельзя не назвать ряд других жанров книжного искусства, в которых  плодотворно работает художник.  Это и литературная проза – здесь крупнейшим остаётся большой в 30 полосных  рисунков иллюстрированный цикл к роману Д. Гусарова «Боевой призыв». Это и оформление поэтических  сборников, среди которых следует отметить издание стихов первых  финно-язычных поэтов Карелии «Сталью закалённые». Это и издания публицистического характера: большой альбом-фотоочерк «Карелия  Советская» и иллюстрированное издание  «Конституции КАССР».

    Дипломант всероссийских, всесоюзных и международных конкурсов книги, Заслуженный деятель искусств Карелии Николай Иванович Брюханов  заложил один из краеугольных камней в фундамент  здания современной карельской книжной графики.

 

Е. Калинин, искусствовед