Буторов Константин Леонидович
Живописец, график
О творчестве Константина Леонидовича Буторова.
Первые уроки изобразительной грамоты Константин Буторов получил в изостудии Вениамина Николаевича Попова, чрезвычайно этим гордился и даже чем-то внешне походил на своего учителя. Он много и вдохновенно рассказывал о В. Н. Попове, о его методах преподавания, о дружбе со старым маэстро…
Когда началась Великая Отечественная война, Константин Буторов вместе с другими карельскими художниками работал в городе Беломорске, рисовал политические плакаты и карикатуры к «Окнам КарелфинтаТАГа» (Карело-Финского телеграфного агентства). «Окна» представляли собой сводки Совинформбюро и сатирические рисунки на злобу дня. Вывешивались «Окна» в городе на зданиях и специальных стендах. К.Буторов вспоминал: «Друзья ушли на фронт, а я окончил десятилетку и трехгодичную изостудию народного художника Вениамина Попова. Думал, как лучше помочь Родине бить фашистов, через газеты, радио узнал, что в Москве по принципу «Окон РОСТА» Маяковского начали выпускать «ОкнаТАСС». Я отправился в КарелфинТАГ, который находился на улице Пушкинской, по соседству с моим домом, предложил выпускать сатирические плакаты с информацией о положении дел на фронтах. Идею поддержали, и был создан иллюстративный отдел, а я стал сотрудником КарелфинТАГа, начал выпускать «Окна КарелфинТАГа» - так они были нами названы». Только в 1941 году вышло свыше пятидесяти «окон»- от пяти до десяти экземпляров каждое.
После эвакуации в Город Беломорск, продолжил работу над «окнами». Тогда в Беломорске Буторовым было сделано более 500 рисунков. В 1944 году он участвовал в выставке «Фронт и тыл». Когда освободили Петрозаводск, Константин Буторов одним из первых вернулся в родной город. Сейчас эти его рисунки воспринимаются как уникальные художественные документы военного времени.
В этом же 1944 году Константин Леонидович был принят в члены Союза художников СССР.
В послевоенные годы Константин Буторов был одним из ведущих живописцев в Карелии и единственным тогда художником – жанристом.
Буторов пишет и портреты и бытовые сцены и натюрморты, но из всех жанров он все-таки отдает предпочтение пейзажу. Особенно удавались Буторову натурные пейзажные этюды. В них и свежесть чувства, неповторимость природных состояний и красота живописи.
В пейзажных работах К.Буторова прослеживается два основных направления. С одной стороны, художник пишет лирико-интимные пейзажи, с другой стороны он мастерски использует пейзаж как средство передачи внутреннего мира портретируемого. Наличие двух начал в пейзажном жанре К.Л. Буторова обуславливается различным подходом художника к виду, предмету или вещи. Если в первом случае в основе замысла автора лежат видовые задачи, интерес автора к определенному состоянию природы, то во второй художник стремится с помощью пейзаа акцентировать внимание на духовном мире человека. Взять к примеру, его работы, посвященные карельской деревне. Константин Леонидович не раз писал Ялгубу, Викшицу, заонежские деревни, находя в них красоту и гармонию, созвучную своей душе. Он умеет очень тонко изобразить любое время дня: будь это утро, полдень или вечер. Но особым теплом веет от засыпающих изб с угасающими огоньками в окнах, от отраженной в зеркальной глади озера полоски догорающей вечерней зари.
Очень часто в пейзажах К.Л. Буторова присутствует человек, хотя роль его не везде одинакова. Иногда пейзаж служит подтекстом в передаче образа человека. Иногда же наличие человека сообщает пейзажу лирическую нотку, поэтичность. Историю карельской живописи тех лет невозможно представить без его картин «Будущие капитаны», «Маруся полевод», «Избач», «Сельский киномеханик», «На переправе». Портрет и пейзаж в работе «На переправе» гармонично взаимосвязаны. На первый взгляд, картина очень типична для нашего края: деревянные мостки, стоящие на них молочные бидоны и девушка, ожидающая перевоза. Казалось бы, нет ничего броского. Но чем дальше вглядываемся в полотно, тем больше оно привлекает внимание. Художник запечатлевает мгновенность определенного душевного состояния, когда место беспечности в душе человека начинает занимать раздумье.
Удавались Константину Леонидовичу и натюрморты. Очень интересен «Натюрморт с рябиной». Вытянутое по высоте полотно изображает часть интерьера. Вверху на стене - тяжелая гроздь поспевшей рябины. Написанная сочными мазками, она образует световое пятно, которое моментально приковывает взгляд зрителя. От него взгляд скользит ниже, где изображена корзина, доверху наполненная ягодами. Всего – навсего две детали: гроздь рябины и корзина. Но как они многозначительны!
Константин Леонидович Буторов посвятил свой талант Карелии её природе, людям. Произведения мастера просты по сюжету, но все они наполнены искренним чувством любви к своим героям, сопереживания их нелегкому труду и повседневным заботам. В каждой из его картин звучит оптимистичная нота надежды на светлое будущее, которое, конечно, за молодыми, полными сил героями его полотен…