Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Чекмасов Валентин Сергеевич

Живописец, портретист, пейзажист, график

Искусствоведческая статья

ВВЕДЕНИЕ

   Там, где сейчас в Петрозаводске Октябрьский проспект, было некогда просторное совхозное поле. На нем засевали картошку, огурцы, горох. Рядом с полем располагались деревянные двухэтажные дома. В одном из них семья Чекмасовых занимала небольшую комнату в коммунальной квартире. Братья Александр и Валентин частенько с гурьбой сверстников ходили на рыбалку, в лес по грибы и ягоды. За этими веселыми походами скудный материальный быт отступал, заслонялся беззаботными радостями, шалостями, играми.

  Примерно к 11 годам определилось в душе Валентина стремление к занятиям рисунком. В Дворце пионеров (школьников) Петрозаводска, который занимал в те годы нынешнее здание Музея изобразительных искусств, работал кружок рисования. Занятия с детьми вела Ольга Федоровна Граф- педагог чуткий, принципиальный и умный. Сохраняя единство общей творческой атмосферы, она внимательно следила за индивидуальными склонностями своих учеников, умело поддерживая в них творческое честолюбие.

  Обобщая наблюдая детства, художник подчеркивал впоследствии:»Родители творчески одаренных детей часто полагают, что если у ребят задание получается, то это прямое подтверждение таланта. Но, пройдя собственный путь в искусстве и зная судьбу своих сверстников, а потом и учеников, прихожу к выводу, что способность «схватывать на лету», конечно, говорит о незаурядности молодого человека, но нужно воспитывать в нем еще внутреннее желание творить, готовность на изнурительную работу. К сожалению, многие, кому первые задания в искусстве давались легко, потом, встретившись с трудностями, пасовали. Их не вела к победе страсть, стремление к преодолению заторов.»

   Вспоминая о поре становления, Валенитин непременно подытоживает: «У нас чем хорош кружок был - в учениках поддерживался стимул к росту, постоянному творческому горению. Для этого практиковалось разделение по успехам: первая ступень - кружок, затем- первая и вторая студии и, наконец, самая старшая группа-подготовительная. Каждый год проводились поэтапные выставки кружковцев, лучшие рисунки выдвигались сначала на городскую выставку детского рисунка, затем на республиканскую. Следующий этап- всесоюзная выставка, а далее некоторые счастливцы удостаивались участия во всемирных выставках детского творчества. Я участвовал в двух всесоюзных выставках и один раз  в  международной выставке в Индии. Это было в 1954-1956 годах.»

1958- год завершения школьного обучения.

   Дальнейший этап профессионального становления живописца Чекмасова связан с Петербургом (Ленинградом)- художественно-графическим педагогическим училищем и институтом живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина.

 

   Училище не оправдало чаяний молодого художника. Былой авторитет этого  заведения к концу пятидесятых годов померк и уступил место рутине. Невероятно трудными оказались и материальные условия: постоянные скитания по углам, случайные мелкие заработки и скудное питание. В какой-то мере выручала утренняя разноска почты и летняя работа в экспедициях Ленгипротранса. Живые наблюдения, впечатления, встречи с разными человеческими судьбами и характерами формировали глубокий интерес к жанровой живописи, к портрету. Медленное упорное овладение профессиональной грамотой соединялось с опытом житейским, с зачатками гражданского самосознания.

Осенью 1960, после двух лет малопродуктивных занятий, Валентин расстался с училищем.

   Чтобы наилучшим образом подготовиться к будущим экзаменам, Валентин устроился в пожарно - сторожевую охрану Академии художеств. Таким образом решились все проблемы: преобреталась крыша над головой, скромная зарплата и, главное, возможность посещать занятия в мастерских в качестве вольнослушателя.

   Однако первая попытка поступить в институт, предпринятая в 1961 году, провалилась. По всем специальным дисциплинам абитуриент Чекмасов получил «неудовлетворительно».

   «Я знал, что не поступлю-признавался потом Валентин,- но хотелось пройти это испытание, испытать позор, чтобы ниже уже не падать.» Уже го спустя, в 1962 все экзамены были сданы на «хорошо». Чекмасов был зачислен на первый курс живописного факультета.

   Началась новаяи, как казалось, полнокровная художественная жизнь. В стенах института кипели какие-то страсти, малоприятные для непосвященных. Одни говорили, что время лактионовых и серовых прошло. При этом имелось в виду, конечно, имя Владимира Серова- президента Академии. Другие не менее горячо доказывали, что так называемый «суровый стиль»- туфта! и так далее.

   Приезжали с выступлениями Б. Иогансон, В. Серов, Г. Нисский и другие. но Валентин не очень рвался на дискуссии. Хотелось полнее вкусить радость ученичества- рисовать, писать, читать, изучать музеи.

   Быстро пролетели два года. Третий курс надо было начинать в како-то мастерской. Выбрал мастерскую Ю.В. Непринцева. Помощниками у Юрия Михайловича были: по живописи-А.Д. Романычев, по рисунку- О.А. Еремеев.

   Форма обучения показалась неожиданной- в одном посещении писали и рисовали студенты разных курсов, кто-то уже уходил на дипломную работу, а осенью двое-трое «новеньких» занимали себе место у мольбертов.

   Профессор относился к дисциплине равнодушно и казалось порой, что он вообще робеет перед студентами. Охочему до учебы Чекмасову такая «погода» не очень нравилась, хотя он и отдавал должное своим учителям, ценил их опыт и мастерство.

 

   Отношения с руководством вконце расстроились, когда Валентин приступил к дипломной работе- картине «Первый трактор в деревне». Непринцева не устраивал замысел. Он предлагал внести в холст изменения. Готов был даже, засучив рукава белоснежной сорочки, броситься на помощь ученику. Но Валентин тяготился опекой. Ему хотелось все, от начала до конца, сделать самому, и этим желанием он еще более обидел старого профессора.

   Состояние тревоги и беспокойства имело еще одну причину: в 1966 году Валентин женился, и скоро жена родила Свтлана родила первенца Максима.

   Последние годы учебы были уже не в радость. Хотелось домой, в Петрозаводск. Поэтом когда торжественный акт защиты дипломов поставил точку в отношениях со школой и ее педагогами, Валентин Чекмасов вздохнул с облегчением и приступил к самостоятельному творчеству.

   Первым делом он взялся перекраивать замысел дипломной картины. Изменил практически все: и общее движение трактора и группы сельских активистов, и пейзаж северной деревни, и колорит.

   Из подробной, черезмерно повествовательной, картина стала монументально-эпической, благородно собранной по цвету, запоминающейся.

   Борис Поморцев, вспоминая появление Чекмасова в Союзе художников, рассказал: «Вернулся Чекмасов в Петрозаводск в канун III зональной выставки. Он показал свою работу «Первый трактор». Что-то в картине останавливало и настораживало - тема уже была знакомая. Казалось, что вот еще появился один отклик на хрестоматийный сюжет из истории колхозного строительства. И все-таки картина по-своему была интересна. В ней ощущался динамизм эпохи, ее символики, ее энтузиазм. Сработанность, сделанность произведения тоже подкупали.»

   Валентин испытал искреннюю радость. У него не просто была своя картина, пусть не во всем, но все же удачная. Он чаще начал ощущать творческий подъем, пришла уверенность. Когда же о картине сказала хвалебные слова «Комсомольская правда», то стало ясно, что его личная удача соизмерима с настоящим успехом.

Первый самостоятельный шаг в искусстве был сделан. Только первый…

ЛИНИЯ МАДОННЫ

   Обретение творческого почерка началось исподволь и, по всей видимости, в работе над галереей женских образов. Вечно волнующая художников тема представила живописцу все необходимое для преодоления кризиса- красоту, здоровье, нравственную содержательность. 

 

   Желание понять и освоить по углом избранной темы тайну иконописи подводило к осознанию равномерной композиции, четкой линеарной основы изображения, аскетизма опрошенного цвета. Бесхитростно и наглядно это проявилось в портрете жены «Моя мадонна» (1971 год). Математически безупречные линии соединены в портрете с чертами конкретного лица. Шапка волос и низкая, ровно стриженная челка придают объему головы нарочитую округлость. В контраст темному силуэту портрета написано светлое поле фона, и оттого будто бы сияние исходит от избранницы художника. Отрешенность от мирской суеты, одухотворенность читается в очах на смуглом лице, написанном, как в иконах, охрой. Прочерченные веки и дуги бровей вызывают в памяти образы древнерусской живописи. Своеобразным «окладом» воспринимаются две вертикали кружевных занавесок по боковым сторонам портрета. Картина «В мечтах» (1973-1974) целомудренно раскрывает особую тему, которая как-то стыдливо приугасла в нашем изобразительном искусстве. Это тема любви, точнее- первой девичьей любви. Была написана картина в годы, когда заметно и драматично ощущалось падение нравственности, когда под натиском вещизма и массовой культуры идеалы молодости, а среди них и идеал чистой, единственной любви, заслонились крикливой развязностью, вседозволенностью. Добрый и задушевный рассказ ведет живописец через свое произведение. Высокая степень откровения в искусстве Чекмасова объясняется его любовью к людям и прежде всего, к самым близким.

   Чекмасовы ожидали рождения второго ребенка. Тогда-то и создал живописец картину «Материнство. Портрет жены» (1977-1978). Художник запечатлел не просто семейный мотив, в общих чертах уже разработанный жанристами и прошлого века, и нынешнего. Поместив за спиной беременной Светланы отливок «Мадонна Питти», художник придал произведению программный смысл. Следуя Микеланджело, гениальному мастеру Возрождения, наш современник повествует трепетно и нежно о женщине -матери, торжество жизни, о вечном ее движении и обновлении.

   В творческом активе художника картины, появляясь в разные годы, тематически образуют циклы. Это потому, что приверженность к значительным, можно сказать, к главным идеям бытия у Чекмасова не сходит на убыль. Полнозвучно свидетельствует о том и картина «Материнство. Портрет жены», появившаяся спустя почти девять лет после создания одного из лучших произведений художника «Мать» (1960).

   Выдвигая произведения Чекмасова на соискание Государственной премии Карельской республики, газета «Ленинская правда» делилась с читателями мыслями о том, что можно соглашаться или не одобрять направления художественных поисков Чекмасова, соглашаться или не принимать его решений той или иной темы, но при этом, подчеркивала газета, «нельзя было не видеть, что в его работах нет ничего случайного, что все, о чем говорит нам художник, его глубоко волнует, придумано им и осознано». И далее в газетных столбцах давалась емкая и верная характеристика произведения «Мать». «Композиция картины,  тщательно продуманные и выписанные детали, строгая сдержанность цветовой гаммы доносят до нас внутренний драматизм образа,»- отмечал автор статьи и продолжал,- «Перед нами не просто конкретное состояние конкретного человека. В фигуре матери, в деталях картины мы прочитываем жизнь целого покаления советских женщин, чья юность озарена романтикой первых пятилеток, чья молодость опалена войной, на долю которых пришелся суровый аскетизм первых послевоенных лет, продиктованный заботой о том, чтобы поднять страну,  поставить на ноги детей, построить для них счастливую жизнь.При всем этом героиня художника - человек несломленный, счастливый не мелочами, а главным. Свою глубокую личную симпатию к ней художник выражает сдержанно, неуловимо  отождествляя себя со своими ровесниками, свою признательность- с благодарностью поколения.»

 

   Следует подчеркнуть, что столь лестная оценка объективна и относится к произведению, созданному сразу после окончания института, то есть в период глубокой неудовлетворенности собо, пересмотра некоторых своих «школьных» знаний и убеждений. И, как это бывает в искусстве, в обостренной конфликтом с самим собой ситуации живописец создал сильный, обобщенный и нравственно возвышенный образ портретируемого человека.

С этой работой связан и первый официальный успех. П итогам Всероссийской молодежной выставки 1972 года Валентин Получил премию ЦК комсомола.

ОБРАЗЫ СОВРЕМЕННИКОВ

   Нравственным кредо художественных выставок стало составлять композиционное ядро из произведений, посвященных нашему современнику. В портретной галерее карельского искусства зрительским спросом пользуются работы В. Чекмасова.

   Что особенного, значительного видит художник в своих моделях? А ведь это все разные люди- сельский труженик, преподаватель консерватории, писатель, фронтовой друг отца и т.д. Живописец прослеживает не столько внешнюю красоту, а она, обыденная и неброская, присутствует в лицах всех запечатленных, сколько иную- духовную. Взгляд портретиста устремлен с поверхности лица в глубины характера. Вот в чем видится успех многих работ Чекмасова.

   Не случайно, суммируя общественное мнение, газета писала: «Портретный жанр представлен рядом выразительных работ. Прежде всео хочется сказать о картине В. Чекмасова «Ночное дежурство. (хирург Ф.В. Васильев)». Сохранив внешнее сходство с моделью, автор сумел прийти к большому обобщению: психологический строй картины, ее сюжет, детали, колорит говорят о мужестве человека, о благородной сути призвания врача. Это полотно было удостоено высшей премии на Всесоюзном конкурсе 1972 года на лучший портрет современника. Так характеризовала «Ленинская правда» удачу В. Чекмасова на XVIII республиканской выставке.

   Другая газета- «Комсомолец», проявляя сдержанность на похвалы, отмечала: «Много и серьезно в жанре портрета работает В. Чекмасов. Он постоянно ищет новые средства выражения внутреннего мира своих героев. на пути поиска, естественно, есть и ошибки, и успехи. Художник выставил на этот раз неоднозначные по качеству произведения. Некоторые отличает статичность, суховатость исполнения. Наиболее удачно полотно «Ночное дежурство». И построением картины, и цветовой гаммой Чекмасов добивается нужного эффекта- показывает напряженность, сложность духовного мира хирурга, его постоянную готовность прийти на помощь людям.»

 

   Чтобы убедиться в единодушии прессы по поводу картины «Ночное дежурство», достаточно привести третью выдержку. На этот раз из газеты «Советская культуры», которая информировала читателей о зональной выставке «Советский Север», открывшейся в Вологде. Среди других произведений на ней экспонировалась и названное. Газета писала: «Пристальный интерес к человеку приводит художников к созданию портрета -картины. Назовем как пример удачной работы в этом жанре полотно В. Чекмасова «Хирург Ф.В. Васильев». Есть в нем ощущении собранности, напряженного спокойствия врача на ночном дежурстве. В тщательности, с которой выписан холст, видишь заинтересованность художника в своем герое, любовь к нему, выраженную негромко, сдержанно.»

   Эти и другие высказывания прессы, а также устные похвалы товарищей и зрительской аудитории имели для автора картины большой, еще точнее- окрыляющее значение. То обидное недоверие, которое было высказано ему при защите диплома в институте, оправергла жизнь.

   В домашней библеотеке художника среди книг есть маленький томик стихов, на первой странице которого сделана дарственная подпись «Валентину Чекмасову с пожеланиями творческих удач от автора. T. Summanen.»

   Один из интереснейших современных поэтов Карелии Тайсто Сумманен преподнес художнику свою книжку в знак благодарности за хорошо написанный портрет. Произведение живописца действительно пронизано интонацией сердечной теплоты, дыхание природы, созвучием голоса поэта с песней родной земли. Этот портрет был первым произведением, приобретенным знаменитой Государственной Третьяковской галереей у автора.

   Тайсто Сумманен» писался в начале 1980-х годов. уже после того, как были исполнены портреты С. Юнтонена, Л. Ланкинена и Т. Юфа. Именно с этим триптихом связывает художник обретение собственного подхода в разговоре о людях творческого труда, чья духовная жизнь протекает у всех на глазах и будто бы уже и не содержит тайн, но на самом деле, однако, сохраняет свою индивидуальность и непредсказуемость вдохновения.

   Чекмасов готовился к очередной выставке «Советский Север» (1979 год) серьезно. Тогда, согласно договору, он должен был представить три портрета. Художник решил посвятить эти работы своим коллегам. Кандидатуры определились быстро- это яркие таланливые мастера, представители основных художественных профессий: живописи, скульптуры и графики.

   Суло Юнтонен- признанный мастер пейзажа. Человек немногословный, трудолюбивый, воспринимающий красоту природы монументально, он владел секретом писать яркими красками. Много дорог и лесных прибрежных скал исходил он, чтобы воспеть Карелию. потому так просто и убедительно нашлась незамысловатая композиция портрета: Юнтунен с этюдником через плечо, в скромном пиджаке и берете, стоит на фоне панорамы онежского края. Композиция не претендует на импрессионизм. Перед зрителем раскрывается обстоятельно изложенная характеристика труженика искусства и той природы, воспеванию которой он отдал свое мудрое сердце.

   Следующий творческий шаг- портрет Лео Ланкинена. Скульптор изображен в кругу своих произведений в метафорически «спрессованном» пространстве мастерской или выставки. На белых тумбах расставлены извания- «Помор», «Сиркка», «Финский рабочий», «Тойво Антикайнен» и  другие.

   От внимательного зрителя не ускользнет, однако, что персонажи галереи Ланкинена в плоскости портрета изображены не как простое перечисление созданного: все лица ранее запечатленных людей смотрят на создателя бюстов, и взгляды их неотступно следуют за ним в искусстве муки нового художественного поиска.

   Будучи независимыми от своего творца, произведения, вышедшие из мастерской, сами уже влияют на образ мыслей художника, формируют преемственность композиционных и пластических решений. Широкое лицо Лео обрамлено редеющей шапкой мягких волос с челкой на лбу и окладом пушистой бороды. Брови сдвинуты. Глаза опущены вниз6 и взгляд их как бы обращен в глубины собственных переживаний и раздумий. Силуэт покатых могучих плеч словно еще раз подтверждает неустанность скульптора в работе, упорство в достижении цели. За видимой границей портрета ощущается пространство, где ждет ваятеля его новая работа. Правда, здесь Чкмасов обрывает свой рассказ: излишняя подробность разрушила бы цельность образа.

   Заключительная копозиция триптиха-портрет Тамары Юфа. Если живописное повествование о С. Юнтунене строится на сопоставлении душевной гармонии художника и воспеваемой им природы, а портрет Ланкинена- на диалоге произведений с их создателем, то лирический рассказ о Тамаре Юфа сосредоточен только на красоте и одухотворенности самой художницы. Пустое пространство мастерской и чистый лист ватмана за спиной Тамары как бы приглашают к восприятию главного. Т. Юфа написана в полный рост. Лицо ее и скрещенные на груди руки тщательно прописаны. Все в образе художницы продумано, и кисть портретиста ничего не упустила, не пробежала в поспешности. И зритель испытывает эстетическую радость, созерцая красоту,  достоинство и своебразие облика талантливой современницы.

   Казалось бы, что профессиональные качества портретного цикла, показанного на выставке «Советский Север» (1979), не вызывают сомнений. Однако были приняты эти работы не без возражений со стороны членов выставкома и оценены незаслуженно низко. Вообще, произведения Чекмасова далеко не всегда получают своевременное признание. Стоит ли говорить, как это бьет по творческому самолюбию.

   «Новые работы Чекмасова воспринимаются сначала как неудавшиеся, даже слабые, но проходит время, и убеждаешься, что нет - они на хорошем уровне»- говорит коллега по искусству живописец Борис Поморцев.  

 

   Стараясь сочувственно и принципиально разобраться в «феномине» Чекмасова, старейший  карельский художник, наделенный опытом, Г. Стронк делился в беседе своими замечаниями: «У Чекмасова в портретах декларируется сильное композиционное начало и рисунок, краскам отводится сугубо вспомогательное значение. Думаю, что если бы колористическая разработка портрета была поосновательней, то впечатлял бы сильнее.»

   Валентин знает мнение коллег. Пытался даже сосредоточиться на цветовых проблемах письма. Но, втягиваясь в работу над портретом, он непременно погружался в анализ человеческой души, и все целевые установки «на колорит» оставались где-то в стороне. И еще, некоторые критики забывают, что художник пишет не маслом, а работает в трудной технике темперной живописи, требующей высокого мастерства.

   Страдало ли от этого творчество самого Чекмасова? Думается, что нет, хотя появлялись произведения разной художественной силы, как, наверное, и у тех, кто самозабвенно исповедует колористическую живопись. Просто существовали и будут существовать разные системы письма. Что же касается творческих просчетов, то они сопровождают работу каждого.

   Портрет композитора Генадия Вавилова удался, и в сюжетной разработке, и в колористической. Музыкант запечатлен сидящим у рояля. Он весь охвачен творческим азартом. Энергичный, подвижный темперамент Вавилова подчинен только одной цели- сформулировать в нотных наках ту мелодию, что пробивается к реальной жизни через сонмы других, мысленно слышимых композиторо звуков. Среди повествовательных деталей есть очень характерная - в правой руке композитор держит кандаш, он как бы дирижирует им сам себе, отмеряя интервалы тактов, спешно записывая рождающуюся музыку. Левая рука поддерживает нотную тетрадь. Этому движению, подобно рефрену, вторая рука с книгой нот одного из ангелов в рельефе певчих флорентийского собора Санта Мария дель Фъоре. полграфическое воспроизведение шедевра Луки делла Роббиа отсутствует в подлинном кабинете Вавилова, но художнику понадобилась красивая цитата, поскольку лучшие сочинения композитора созданы именно для детских хоров. Поскольку репродукция, висящая на стене, изображена композиционно между лицом Вавилова и листами нотной тетради на пюпитре рояля, то пространство холста приобретает двойную духовную насыщенность- оно пронизано взглядом композитора и исполняющими хорал ангелами делла Роббиа. 

   Сходный художественный прием использования диалогического созвучия репродукции и портрета конкретного человека встречаем мы в творчестве Валентина Чекмасова не раз.

   Одним из интересных вариантов такого подхода можно считать полотно «Д.М. Серов. Дед и внук».  Портрет современника- музыканта и педагога -Дмитрия Михайловича Серова композиционно связан с известным автопортретом Валентина серова, исполненным карандашом в год двадцатилетия художника. Сопоставление лиц в произведении Чекмасова, конечно же, необходимо не только для создания философской и нравственной многомерности образа интеллигента наших дней, и кровно, и творчески связанного с великим наследием русской культуры.

 

   Композиция «Дед и внук» исполнена рассудочно и тщательно, что не умаляет ее эстетических достоинств, а, напротив, усиливает катарсисное воздействие,  располагает зрителя к неспешным и глубоким раздумьям о судьбах отечественной культуры. Цельность и прямота в образе Дмитрия Михайловича, скромное достоинство и благородная сдержанность пленяют зрителя в этом значительном по мыслям и чувствам портрете.

   Вообще, в портрете Чекмасова люди творческого труда предстают не просто красивыми, а как бы увиденными в лучшие минуты «взлетного» созидательного состояния.

   В этом ряду интересен портретный цикл, посвященный организаторам и музыкантам ансамбля «Кантеле». Первой была работа «Эрик и Эйла Раутио» (1977). Необычные музыкальные инструменты- кантеле- и концертные костюмы исполнителей как бы заранее обеспечивали произведению композиционное своеобразие. но легковесных эффектов Чекмасов избегает и к делу, как всегда, подошел обстоятельно. Всматриваясь в исполнителей народной музыки, художник видел на репетициях и концертах их творческое единение. Но для портрета надо было уловить зримые различия в сопереживании общей мелодии. Только вдумчивое и доброжелательное отношение к искусству позволяет проникнуть в его тайны. Проявив терпение, неспешность, живописец понял, что должно стать содержанием его композиции: сопоставление разных музыкальных темпераментов- открытого, порывистого у Эрика и углубленного, величаво-сдержанного у Эйлы. исходя из такой задачи и написан портрет: нервическая заостренность- в мужском профиле, мягкая округленность и спокойствие- в женщине. Портрет удался. Он был скомпанован, тщательно прописан, но, главное, верно доносил вдохновение музыкантов, их искусство.

   Художник Тамара Юфа попросила как-то Валентина по- дружески посмотреть за занятиями своей дочери рисунком, быть может, дать несколько уроков. так в мастерской Чекмасова появилась Рита. Увлеченность делом, девичье обаяние юной художницы как бы сами просились на холст. картину не нужно было выдумывать- она стояла пред глазами, и уголок собственной мастерской, такой знакомой, привычной, озарился вдруг еще одиним творческим огоньком, пусть пока слабым, но уже добрым и светлым.

   Тогда- то Чекмасов и создал одно из лучших своих произведений «В мир прекрасного» (1979 год). пространство картины получилось свободным, хотя глубина его и незначительна.

   Эффект это рождается от того, что свет широкой волной опутывает все и льется слева в невидимое, нл угадываемое окно мастерской. Ощущение физической свободы и простора дополняется тем, что стены помещения выбелены, и глаз зрителя встречает все происходящее беспрепятственно, непринужденно. Вещественный мир, изображенный в картине, типичен для мастерских художников: это натюрморт с самоваром6 глиняной миской и бутылью; гипсовая голова античного канона; орнаментальные рельефы на стене, а между ними репродукция картины Караваджо «Лютнист». Так через образы-символы воспевается удивительное по своей ценности одухотворенное состояние человека. Юная художница увлечена уроком.

 

   Создавая картину, сам Чекмасов будто окунулся в годы ученичества. Не потому ли так старательно выписан самовар, так добросовестно пересказана богатая бликами и рельефами его немудреная форма? На стеклянной бутыли художник выписывает все  тончайшие градации света и тени. Изображая гипсовые рельефы и античную голову, он мыслями возвращается в чистые юношеские восторженные годы собственного вступления в искусство.

   Вслед за картиной «В мир прекрасного» легко и раскованно была написана другая - «Юный баянист» (1982), где ему позировал племянник (Сережа Чекмасов)

   В творческом наследии Валентина Чекмасова уже сложилось «подборка» автопортретов. Написаны они по разному поводу, за исключением одного- самолюбования. Нарциссизм чужд живописцу. Самый ранний автопортрет относится к 1969 году, то есть ко времени окончания института. В этой композиции нашли отражение как бы два побудительных мотива- придирчивое всматривание в себя, в свою душу и откровенное желание испытать приобретенное мастерство, удовлетворить чисто практическое желание поработать с натуры.

   Следующий автопортрет был написан в 1974 году, когда художник уже уверенно набирал силу поступательного движение от одной творческой удачи к другой. Этот автопортрет задуман интересней, и вообще, кажется, не имеет аналогов в нашем искусстве: Валентин Чекмасов изобразил себя не не первом плане, а в оконном отображении, создав своеобразную диалогическую сцену- на подоконнике в мастерской составлены в ряд гипсовые бюсты, а художник работает в поздний час, он словно в поле зрительского пространства, и только отраженный в стеклах «двойник» свидетельствует нам об этом. произведение приобретает философскую и социальную огранку  - жизнь скоротечна и в сравнении с искусством призрачна, а искусство (оно представлено  гипсовым отливом головы кондотьера Гаттамелаты и бюстами философов Сократа и Сенеки) вечно. Мудрость эту в сжатой форме произносили еще латиняне, но Чекмасов создал ей художественный эквивалент, столь необходимый нашему времени.следом за программным автопортретом был написан другой- «Автопортрет в Сазополе» (1975-1976). Здесь художник преследовал задачи пленэрной живописи, потому что начиналась эта композиция в Болгарии, во время творческой поездки, и только доводилась уже в мастерской по возвращении домой. Автопортрет с польским художником Тадеушем Жолдаком появился как один из итогов творческой поездки в Польшу. В произведении провозглашается открытыми плакатными средствами идея братства сосоедних народов - русского и польского. Валентин Чекмасов использовал известный прием агитационного искусства, и даже название предлагается автопортрету призывное : «За дружбу» (в руках живописцы держат бокалы вина).

 

   Один из последних автопортретов «Размышления» (1988 год). Он написан в канун 50-летия художник, когда уже можно оглянуться назад, проанализировать сделанное.

«Творческая идиллия»- это поэма о жизни и творчестве художника.

   К ряду названный автопортретов примыкают и семейные композиции «наша семья» (1973), «Автопортрет с женой» (1979-1980), «Семейный портрет в период перестройки» (1990), «Серебряный юбилей» (1993-1995). Этим картинам свойственны большая лирическая приподнятость, задушевность, быть может, сентиментальность. В них запечатлелась любовь к ближним.

   Между тем минуты, проведенные наедине с собой, плодотворны не только картинами (и в их числе автопортретами), но и содержательными размышлениями художника о задачах и проблемах его творчества. Определившись как портретист, живописец отметил для себя, что созидательное начало в портретном жанре специфично: необходимо соблюсти максимальное сходство изображаемого и, в то же время, найти наиболее выгодную композиционную и колористическую форму повествования, которая не уводила бы на путь имитации образа, не становилась бы нарядной картушью для портрета, а соответствовала бы поставленной цели.готовясь к персональной выставке,посвященной 50-летию, художник писал к предисловию каталога: «К сожалению, на выставке мало пейзажей. Наша Карелия- сказочный живописный край, и я надеюсь в ближайшие годы наверстать упущенное, уделить больше внимания этому жанру, тем более что он развивает цветовые и световые ощущения.»

   Чекмасов верен своему слову, в последние годы на ежегодных республиканских художественных выставках показывались интересные пейзажи и натюрморты.

   Что же касается сомнений, мук творчества, то их у Чекмасова в избытке, но он взял за правило о них не распространяться, переживать творческие неудачи один на один со своей художественной совестью.

 

Николай Николаевич Громов, профессор, доктор искусствоведческих наук