Черных Ирина Владимировна
График
Ирина Владимировна Черных - одна из тех художников, которые стояли у истоков профессионального изобразительного искусства в Карелии. С 1946 года она является членом Союза художников СССРР.
Родилась И. В. Черных 19 сентября 1902 г. в г. Радоме (Польша). Детские и юношеские годы будущей художницы прошли в Выборге. В 1918 году Ирина Владимировна вместе с семьёй переезжает в Олонец, а с 1924 года живет и работает в Петрозаводске.
И. В. Черных училась в Студии изобразительного искусства, которая открылась в 1936 г. в Доме народного творчества у В. Н. Попова – основоположника профессионального изобразительного искусства в нашем крае. Для Ирины Владимировны занятия в Студии шли успешно. Она много писала маслом, делала рисунки, работала пастелью, сепией. В 1938 г. И. Черных начала работать в Карельском государственном издательстве. Ей было поручено оформление книги «Вепсские сказки». Иллюстрации к этой книге были показаны на выставке выпускников Студии в 1940 году. На эту выставку была приглашена авторитетная комиссия из художников Москвы, которая рекомендовала лучших студийцев в члены Союза художников. Среди лучших оказалась и Ирина Владимировна Черных.
В начале 1941 года произведения И. Черных экспонировались на 1-ой республиканской художественной выставке. Выставка была итогом большое работы, она свидетельствовала о том, что в республике складывается интересный творческий коллектив. С увлечением начали готовиться художники к Всесоюзной выставке «Наша Родина», которая должна была состояться в Москве в 1942 году.
Начавшаяся война резко изменила намеченные планы. Ирина Владимировна во время войны находилась в Беломорске. , вела большую организационную и творческую работу. В 1944 г. участвовала вместе с другими карельскими художниками в выставке «Фронт и тыл». Произведения, выполненные в те годы, к сожалению, не сохранились.
В 1944 году И. Черных вернулась в Петрозаводск. По дороге она сделала зарисовки догорающего Медвежьегорска, а в разрушенной столице выполнила рисунки: «Развалины Гостиного двора», «Северная гостиница», многие другие. Затем принимала участие в оформлении Петрозаводска к празднику, посвящённому освобождению города от захватчиков.
В послевоенные годы И. Черных много работала над произведениями, посвященными карельской деревне. Эти работы выполнены в различной технике графики. Особенно часто художница обращается к чёрной акварели, работает углём, сепией. Характерные произведения тех лет: «Деревня Гомсельга», «Крылечко», «Колхозная судоверфь». Они просты и предельно правдивы, но в то же время пронизаны какой-то особой тонкой лирикой.
В 1970-80-ые годы искусство Ирины Черных обрело новое свежее дыхание - она открыла для себя сложную технику пастельной живописи, много работала масляной пастелью , создав цикл и натюрмортов с полевыми цветами.
Главная тема пейзажных произведений- тема обновления природы, утверждение вечной красоты и молодости жизни. Она звучит в таких работах как «молодые сосенки», «Две сосны и берёза», в произведениях из серии «Марциальные воды».
Особая изысканность таится в натюрмортах художницы. В них нет экзотических предметов, ярких красок. Они волнуют неожиданной, как бы вновь открытой красотой вещей и явлений. Среди лучших натюрмортов: «Одуванчики», «Верба», «Натюрморт с рябиной».
Творчество И. В. Черных – неотъемлемая часть карельского изобразительного искусства. Её произведения открывают нам своеобразие и красоту нашего северного края, преданность которому Ирина Владимировна пронесла через свою жизнь. Скромные, на первый взгляд, её работы воплощают истинные глубины прекрасного, будят чувства любви и уважения к природе, родному краю.
Н. Воронина.
сотрудник Музея ИЗО РК