Статья о Л. И. Гильберте
Лев Иосифович Гильберт принадлежит к тем мастерам, которые стояли у истоков профессионального искусства Карелии. Во многих его произведениях покоряет любовь художника к природе Карелии, стремление увидеть красоту и в самых обычных мотивах.
Его путь начинался с самодеятельности, что само по себе типично для многих художников. Профессиональную зоркость ему дали занятия в студии изобразительного искусства при Доме народного творчества, которой руководил один из учеников великого И. Е. Репина В. Н. Попов.
К тому времени за его плечами была уже немалая жизненная школа: участие в Гражданской войне, учёба в Смоленском государственном университете на отделении естествознания , несколько лет работы на Украине. А увлечение искусством по-настоящему окрепло здесь, в Петрозаводске.
Успешно закончив обучение, Л. И. Гильберт не смог сразу целиком посвятить себя творчеству- началась Великая Отечественная война. Лев Иосифович ушёл на фронт.
Акварельные этюды и работы маслом Л. И. Гильберта как нельзя более характеризуют круг пристрастий автора. Свои темы он ищет на лесных тропинках, разместившись с этюдником на берегу реки, озерка. В каждой работе художника чувствуется изучающий, внимательный взгляд наблюдательного человека, искренняя увлечённость выбранным мотивом. Из пейзажей 1950-1960-х годов наиболее удавшимися представляются на «Деканаволок», «Просёлочная дорога». Останавливают взгляд акварели «Валуны», «К осени», «На Древлянке», «Серебристые ивы». Художник в большинстве случаев успешно справляется с задачей передать определённое состояние природы. В последнем этюде его увлекает мысль показать красоту голубоватой листвы серебристой ивы на фоне зелени других деревьев. Успешны также попытки работать в жанре натюрморта.
Старейший художник, биография которого тесно связана с историей зарождения и становления профессионального искусства Карелии, показывает пример творческого долголетия.
Л. Печерина