Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Грязев Сергей Иванович

График, живописец

Чёткая графика будней

 

 

    С 1954 года С. И. Грязев живёт  в г. Петрозаводске.

Основной сферой его творчества становится искусство офорта, зрелое мастерство работ вскоре принесло признание художнику. Излюбленный тематический круг офорта - жизнь рыбаков, пограничников, рабочих-бумажников.    Художник вдумчиво всматривается в черты края, путешествует по Приладожью. В его творческом маршруте значится Заполярье. Стремясь выработать свой индивидуальный язык, близкий пластике, настроению карельской природы. Грязев делает сотни этюдов, занимается офортом.

 - Почему вдруг офорт?

 - Шёл поиск. Сложившиеся образы требовали выхода, а офорт – техника, способная дать достаточно сильные живописные эффекты. Здесь можно проверить ценность своих наблюдений, предложить     зрителю  нечто законченное. В республике существовала крепкая традиция офорта, представленная такими  мастерами, как Львович, Стронк , да и другие художники поддержали мои начинания.

    Своеобразная зернистая фактура, серебристо-серый свет оттиска, сдержанность пластической интонации  - все это отвечает характерным краскам края, строгому, часто пасмурному состоянию  природы. Природа, род занятий северянина формируют его характер. Особенно поразило Грязева рыболовство в студёных морях. Захотелось рассказать обо всём увиденном просто, без ложного пафоса. Новое понимание темы, героя мы видим  в сдержанном рассказе  о рыбаках. «Вяжут сети»- это об извечном занятии жён рыбаков. «Погрузка соли» - лист, удивительно точно  предающий холодное  настроение дождливого дня, будничность труда. Подготовлены  орудия лова, трюмы  загружены, и рыбаки на рассвете спешат по берегу, а в середине бухты их ждут сгрудившиеся сейнеры.  Как верно взято настроение в офорте «Север сегодня»! Но вот рыбаки возвращаются  с лова, начинается разгрузка («Свежий улов»). Очень достоверны фигуры женщин, принимающих добычу, в листе «Прибыли с рыбой». Убедительно передана вся деловая атмосфера порта, его влажный, пропитанный солью и дымом  воздух. Рабочая эстафета принята  в «Рыбообработчице» - мы почти физически  ощущаем холод цеха и рыбьих туш, знакомимся с деловитой хозяйкой производства.

   Тематическая сюита Грязева стала значительным явлением в карельской графике 60-х годов. Приметны его пейзажные листы. Художник не уходит от прозы будней. Острая графика мачт, грузовых стрел, дымящихся  труб, тёмных корпусов судов всегда оказывается  выразительной в сопоставлении  с низкими горизонталями берегов, серой спокойной водой, плоскостями причалов.  Можно назвать множество таких листов, где романтическая  и деловая тема порта наиболее  полно выражена  - это в «Лихтера», и «Порт Владимир», «Териберка». С. И. Грязев не только активно   использует выразительные  возможности пространственных решений, но, в совершенстве владея техникой форта,  добивается богатых нюансов черно-белых отношений, выявляет и сочную живописность пятна и динамику гибкой линии и штриха.  Так, лиризм настроения листа «Териберка» определяется, прежде всего, контрастом широкой светоносной плоскости  волн залива, окаймлённого грядой невысоких холмов, и плотного по пятну, дробного в  ритмах и деталях первого плана  пристани, сейнеров, тралов и других судов. А в листе «Первый снег» особая душевность сюжета возникает благодаря  чуткому вниманию выразительных возможностей замкнутого пространства. Невысокие деревянные  дома посёлка дружно лепятся друг к другу и это определяет эмоциональный лейтмотив листа, создаёт впечатление   обжитости и сердечности. Многие детали – лодки, штабеля досок, изгороди у домов, брёвна стен – наполняют это уютное пространство улочки радостным оживлением, подчёркивая своим живописным пятном яркую белизну свежевыпавшего снега на первом плане композиции.

    Столь же тепло изображает художник прионежскую деревню, рабочий посёлок. Контрасты свежевыпавшего снега и тёмных бревенчатых стен, цвет стылой воды – всё это хорошо «ложиться»  на технику офорта. Своеобразный уют села, обжитость берега раскрываются особенно отчётливо в «Раннем снеге», «Начале зимы».

     В начале 70-х годов С. И. Грязев наряду с традиционными для себя темами работает над серий листов, посвящённых пограничникам. Он стремится   раскрыть характеры своих героев всесторонне в действии, в учёбе, в буднях. Хорошо переданы хрупкая обманчивая тишина зимнего леса, неслышно скользящие фигуры пограничников в маскхалатах, тревожное настроение границы(«По следу», «Пограничные будни»). Живопись служит автору основой для графики.

   - Офорт  для меня  лишь первый этап изучения действительности, - говорит художник, - накопленный этюдный материал позволяет постоянно писать пейзажи. И только «спрос» на офорты, постоянное участие  в монументальном праздничном оформлении города , заставляют на время откладывать кисть. Увлёкся производственной темой. Интересную пластику, цветовые отношения я нахожу везде – в цехах Кондопожского ЦБК, объединения «Петрозаводскмаш», на строительных площадках.  Высокое трудовое напряжение, темп завораживает. У меня  установились деловые отношения  с некоторыми коллективами, рабочие проявляют интерес к работе художника.

    В офортах, посвящённых целлюлозно-бумажному комбинату, чувствуется жизненность впечатлений  художника, сцены им не придуманы. Слаженные движения людей, могучие электромоторы, быстрый бег бумажного полотна – всё это открывается  в точно увиденной атмосфере производства, в ритме технологических операций.  Так возникает своеобразная «графика  факта».

     Многие офорты художника носят печать репортажного подхода к событию, запечатлевая отдельные моменты трудовых процессов.  В лучших своих листах художник достигает   образного обобщения, раскрывает перед зрителем пластическую выразительность заводского интерьера, передаёт радостную атмосферу «рукотворного чуда» - белоснежного потока бумаги на конвейерах. В таких листах как «Кондопога», «Бумажники  Кондопоги» особенно заметны сильные стороны офортов художника – тонкость тоновых отношений, сочность пятен, выразительность  светотеневых контрастов.  Грязев называет  свои листы номерами бумагоделательных машин. Внешние различия тут не очень ощутимы, но художник не повторяется  в главном – в нюансах настроения, композиции. Жёсткая металлическая «родословная» офорта особенно  хорошо  ощущается в листах, посвящённых машиностроительному объединению.  Верно передана тяжесть круглых циклопических отливок, они сопоставлены  с высоким  колоннам и  («Монтаж нового  цеха»), мощными станками («Тяжбуммашевцы»). Одним словом, в лучших работах Грязева возникает графически  правдивый образ современного производства. Особенно  удаются ему работы, где сплавлены воедино рациональность  заводского мира, конструкций, строительных деталей и созидательная деятельность человека. Таков , к  примеру, лист «Строители «Тяжбуммаша» с монументальной точной  по образу фигурой  сварщика, одетого в брезентовый костюм.  

    В произведениях художника  чувствуется точная рука мастера, человека, ответственного за своё дело, из той же породы людей, которых он воспевал.

 

Е. Калинин, искусствовед