Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Иваненко Владимир Михайлович

Живописец, график

     Считается, что отсчет творческой деятельности для художника начинается с момента его первого участия в профессиональной выставке. Дебют В.М. Иваненко состоялся на выставке «Молодые художники Ленинграда» в 1964 году, в период его учебы на художественно-графическом факультете ЛГПИ им. Герцена.  В  1973 году он  был  принят в Союз художников СССР и активно  участвовал в различных профессиональных выставках, в том числе и зарубежных, число которых на сегодняшний день насчитывает более ста.

         Владимир Михайлович отмерил себе весомые сроки для отчета перед зрителем – десятилетия, и не напрасно. Каждая  персональная выставка художника - это событие, раскрывающее каждый раз новые стороны многогранного таланта Владимира Иваненко.

      Как художник Владимир Иваненко начинал с рисунка карандашом. С приездом художника в Петрозаводск в 1967 году, в Карелии начался ренессанс классического станкового рисунка. Владимир Михайлович считает, что рисунок наиболее располагает к самораскрытию художника, развивает культуру работы над пластической формой, позволяет увидеть мир в его составных элементах: объёме, движении, пространстве и  ритме.

              Иваненко обращается к различным графическим материалам: карандаш, уголь, сангина, пастель, акварель.

        Значительное место в раннем творчестве Владимира Михайловича занимала индустриальная тема. Неоднократно в составе творческих групп он выезжал на ведущие стройки страны, результатом явились серии пейзажных листов, посвященных КАМАЗу, новостройкам Вологодской, Пермской областей.

         Большое внимание Иваненко уделяет пейзажу. Тонким проникновением в мир природы отличается лирическая серия рисунков Иваненко, выполненная в 1960 – 70 - е годы.  Смелая композиция,  введение характерных, четко выверенных  деталей, создают в листах «Снасти» (1969); «Скворцы улетели» (1972); конкретный и одновременно очень эмоциональный образ карельской глубинки и её обитателей, чьё существование и быт тесно связаны с природой.

            Владимир Михайлович много ездил по стране и за её пределы. География его творчества необычайно обширна: Тува, Заполярье, Старая Ладога, Тамбов, Саяны, Самарканд, Чехия, Венгрия, Финляндия, Германия. Каждая из поездок художника нашла отражение или в графической серии, или в живописной работе.

           В конце семидесятых годов Иваненко  обращается к живописи, используя новые художественные средства,  художник доносит до зрителя разнообразие состояний природы и красоту северной земли.

         Владимир Михайлович - признанный мастер пейзажа, ему одинаково удаются как светлые, овеянные легкой  туманной дымкой, наполненные тонким лиризмом пейзажи – настроения: «Утренний завтрак» (1980); «Пора осенних туманов» (1980-1984); «Начало нового дня» (1981) и др., так и монументальные эпические полотна, раскрывающие для зрителя красоту и мощь природных стихий: «Край озерный» (1980), «Река Тулонга. Паньков мыс» (1985), «Осень в Заполярье» (1990).

          Основная тема творчества Владимира Иваненко – Современность. Художник на протяжении всего творческого пути идет в ногу со временем, запечатлевая на своих полотнах вневременные, вечные  ценности. А что может быть современней чувств и переживаний человека: радости и боли, тщеславия или веры в добро и справедливость. Эту сторону искусства Владимира Иваненко раскрывают нам его натюрморты и абстрактные композиции символико-метафорического плана. «Красный натюрморт» (1983-1986); «Белый натюрморт» (1998); «В мастерской» (2001). Мир вещей в натюрмортах  Иваненко рационален и аскетичен, и в тоже время  каждая деталь несет в себе духовный заряд и хранит определенную тайну, разгадка которой таится  где то глубоко в нас, в наших чувствах и переживаниях. 

        В своих абстрактных композициях Владимир Иваненко стремится к выражению внутреннего, сущностного видения.  Композиции выстроены из линий, геометрических фигур и цветовых пятен, доведенных до полной композиционной уравновешенности, отражающей законы универсума. Игра линий рисунка, плоскостей цвета и пространства в композициях художника образуют  метафорический образ бытия, приводят в движение интеллект зрителя, мотивируют его на самосовершенствование и познание вечных тайн мироздания.


Ларионов Сергей.