Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Иванов Георгий Валерьянович

График, дизайнер

Акварельное половодье Георгия Иванова

 

    Скажем сразу, что пейзажи - это только часть творчества успешного дизайнера. Несмотря на благодарственные письма, почетные грамоты и дипломы Петрозаводской и Карельской епархии РПЦ, Законодательного Собрания республики, Конституционного суда РК, Академии художеств РФ, других организаций, несмотря на ответственные должности члена художественных и экспертных советов Карелии, Петрозаводска, правлений СХ и СД РК ведет себя художник так, как повелевает его неприметная фамилия, на которой держится Россия.
    Детство-юношество его неприметно в том смысле, что послевоенное, нелегкое, как у многих, в большой семье, рано потерявшей мать. Отец заведовал рыбным хозяйством Петрозаводска и не мог много заниматься детьми. Гера рано привык к самостоятельности, отсюда же упорство его характера. Поступить в Высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной провинциалу в конце 1960-х было почти невозможно, а он все-таки сумел. И успешно его окончил, уже во время учебы принимая участие в выставках изобразительного искусства.
    С 1972 по 1986 год Иванов работал главным художником Петрозаводска. Тогда он разработал целую систему оформления городского интерьера, включая памятники и мемориалы, малые формы и праздничные детали, благоустройство прибрежных и иных зон: Такой комплексный подход в России можно было увидеть нечасто, а реализовать тем более. Георгию удалось привлечь к программе лучших специалистов республики - архитекторов, скульпторов, художников. К примеру, так прижилась не типовая, как часто бывало, но авторская декоративно-парковая скульптура, населившая зеленые зоны города, которую гости рассматривают с завистью, - план осуществляется до сих пор.
    Да и сам Иванов положил на свои идеи немало сил. Вспомнить только, сколько времени было потрачено, чтобы оформить памятное место основания города на набережной Лососинского пруда. Родилась идея раскрыть тему пушечного производства, благодаря коему состоялась столица Карелии. Главный художник не побоялся беспокоить с этой <мелочевкой> руководителей в весьма больших кабинетах: понадобилось получить разрешение Министерства обороны СССР на передачу чугунного ствола из Артиллерийского музея в Петербурге. Ствол этот надо было привести в небоевое состояние, то есть просверлить, найти в архивах чертежи, отковать на Онежском заводе лафет, все собрать и установить, облицевать площадку и откосы литой плиткой.
    Намного легче давались малые архитектурные формы (только их разработано более 120), городская мебель и оборудование, благоустройство. Конечно, приходилось осуществлять постоянный контроль за реализацией всех программ. У Петрозаводска была высокая репутация в этом плане как вполне европейского центра. Эстетический уровень городского интерьера неоднократно отмечался в различных инстанциях, в том числе на пленуме правления Союза архитекторов СССР (1978).
    Одновременно дизайнер самостоятельно и в составе авторских коллективов участвовал в городских, республиканских, международных конкурсах. Их всех - по интерьеру, монументальной и мемориальной скульптуре - перечислить трудно. И он неоднократно становился победителем. Так, например, по его проекту осуществлено благоустройство в Парке побратимов в г. Умео (Швеция). Он готовил и руководил осуществлением ряда серьезных заказов. Таковы экспозиции Карелии на ВДНХ (1985), Петрозаводска в Умео, Оулу (Финляндия), лесной промышленности республики в Ганновере (Германия, 2001). Строя экспозицию Карелии в Лейпциге (Германия, 1988), Георгий Валерьянович волею судеб оказался ответственным за всю российскую выставку и выполнил внезапно возложенную на него задачу с блеском.
    Дизайнер также создал проекты весьма сложных интерьеров, в том числе комплекса официальных помещений Главы Правительства РК, Конституционного суда РК. Это очень непростой жанр, тут легко впасть в напыщенность, которая вызывает у посетителей юмористическое отношение. Но в этих интерьерах художнику удалось сочетать точную масштабность и демократичность образа, строгий вкус и представительность, функционализм и высокое декоративное начало. Один из наиболее его удачных проектов - Дворец бракосочетаний Петрозаводска (1994 - 1997). Не слишком подходящее для этих целей здание удалось реконструировать с оптимальным эффектом. Тщательно были подобраны мебель, светильники, рисунки полового покрытия, стен, панно. Интерьер нигде не <давит>, счастливые люди чувствуют себя тут свободно. Просторные, украшенные с чувством меры, залитые светом помещения создают высокий настрой у посетителей.
    Особо следует выделить проект (в соавторстве с В. Куспаком) реконструкции Краеведческого музея РК, где на новом технологическом уровне был восстановлен классицистический облик исторических помещений. Обычно стилизации такого рода даются с трудом, производят впечатление избыточных. Но здесь все исполнено с большим вкусом, помещения тактично приспособлены для новых функций. Названные интерьеры по уровню разработки и реализации могут быть отнесены к лучшим в России.
    Кроме того, дизайнер реализовал десятки своих проектов интерьеров офисов, отелей, крупных торговых предприятий, ресторанов, включая ландшафтные и рекламные разделы, а также оформление частных квартир. Он нередко использует сложные, <неправильные> планы, вводит в них необычные конструктивные элементы типа мебар (мебель-архитектура), оригинальные рисунки покрытий. Смелые объемные, функциональные и декоративные решения позволяют говорить о ярко выраженном стиле мастера.
    Казалось бы, только одна эта работа, заметим, требовавшая немалого здоровья, достаточна для того, чтобы поберечь свой творческий потенциал. Но не таков Георгий Иванов. Все эти десятилетия он еще постоянно занимается акварелью. Это техника, которую каждый <мухинец> использует прежде всего в прикладных целях. Если же заниматься станковым искусством, а именно пейзажем (хотя у графика есть и портреты, и натюрморты), то здесь <выход> удачных работ даже у опытных мастеров редко превышает считанные проценты.
    Быстро набирая опыт, художник с присущей опять же <мухинцу> точностью очень быстро добивается гораздо более высокого результата. Тут выявляются и преимущества техники, которая позволяет достигать широкого разнообразия манер, образности - от светоносной прозрачности до непроницаемой сгущенности цвета, от широчайшей живописности до подчеркнутой линейности, от проникновенной лиричности до едва ли не трагизма. Георгию удается использовать едва ли не весь диапазон возможностей. Надо сказать, что в этом ему помогает карельская природа с ее частой сменой и необыкновенным богатством переходных состояний.
    При этом, надо подчеркнуть, он работает в больших форматах, <держать> которые очень трудно. Легкость техники обманчива, она требует тончайшего управления кистью, эмоцией, <стекающей> на лист вместе с краской. Для этого нужны и просто физическая сила, и <растворение> в состоянии природы, и погруженность в собственное настроение. Работает художник в быстром темпе, в котором непросто избегать ошибок. Тут требуются не только точный расчет планов и деталей пейзажа, насыщенности пятен и фактур, но еще и масштабность, содержательность переживания; лист, лишенный эмоций, построенный на одной динамике, маэстрии, потеряет многих зрителей.
    Исключительно трудолюбивый акварелист является автором огромного числа натурных композиций. Внешне мотивы Иванова не оставляют впечатления специального выбора. Обычные опушки, берега, скалистые мысы, изредка - дом среди деревьев. Мелколесье, сосны, березы, тростник, кустарник, кувшинки. Лето, осень, ранняя зима. Утро, белая ночь, полдень. Листы автора на удивление ровные, среди них трудно выделить лучшие, описывать их можно, только сообразив какую-то тематическую экспозицию, например, по сериям - <Путешествия>, <Цветение> и другие.
    Всех их отличает реалистическое, точное видение пленэрного мотива, виртуозное владение техникой, разнообразными приемами, они богаты световоздушными эффектами, которые создают в композиции особый климат. Это именно картины (часто этим словом пользуются бездумно, обозначая им едва ли не все, что висит на стене), но со своим именно графическим временем образа.
    Художнику удается воплотить свое яркое лирическое отношение к малой родине, он не беспокоит зрителя по пустякам. Есть вещи прозрачные, почти зыбкие, импрессионистические. Есть мотивы, взятые смело, высказанные энергично, мужественно, полнозвучно. Щедрость мастера вызывает не только уважение, но даже изумление.
    Монументальность и высокая образность лучших работ автора позволяет отнести его к числу лучших акварелистов Севера. Он продолжает традиции российской живописной школы, что сегодня, учитывая постмодернистские влияния, крайне необходимо (хотя и <формальные> упражнения Георгия вполне приемлемы). Многочисленные работы выполнены графиком не только в путешествиях по России, но и в поездках по зарубежным странам (Турция, Тунис и др.). При этом незнакомый экзотический материал (горы, пальмы, море, сакли и т.п.) осваивается уверенно.
    Очевидная содержательность работ Иванова сделала его востребованным. Он давнишний и постоянный участник передвижных (в районах РК), городских, групповых, республиканских, региональных, российских (в том числе Академии художеств России) и международных художественных выставок. География их очень широка - это и Вятка, и Петербург, и Курган, и Водлозерье. На его инициативы с энтузиазмом откликаются графики из других регионов, что позволило провести в Петрозаводске четыре выставки <Акварельные дожди> (1998 - 2004), а также <Аквабиенале> (2006, 2008).
    Огромное число работ Г. Иванова <ушло> в руки ценителей. В частности, владелец отеля <Карелия> пожелал украсить каждый номер гостиницы работой художника - случай беспрецедентный. Большое количество листов разошлось по музеям, частным коллекциям.
    С успехом прошли персональные экспозиции работ Георгия в Петрозаводске, Хельсинки, Умео. Добавим ко всему прочему, что мастер длительное время ведет преподавательскую работу. Он успешно руководит летними, в том числе международными пленэрами групп художников, учебной практикой, мастер-классами в педагогическом университете, Славянском институте, строительном техникуме, художественной школе. И эта его работа приносит несомненную пользу, поскольку сберечь традицию смогут только новые поколения живописцев.
    Акварельное половодье Георгия Иванова относится к числу тех стихийных явлений, продолжение которых можно только приветствовать.

Евгений КАЛИНИН, искусствовед