Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Макарьевский Михаил Александрович

Живописец

Михаил Алексеевич Макарьевский

1903-1941 гг.

       Михаил Алексеевич Макарьевский не был профессиональным художником. Он родился 28 сентября 1903 года в Петрозаводске в семье титулярного советника, столоначальника Казенной палаты Алексея Васильевича Макарьевского. Его дед – Василий Михайлович Макарьевский в 60-80 годы также служил в казенной палате старшим делопроизводителем в чине коллежского секретаря. Его  отличала любовь к родному краю, и в особенности к Каргополью, откуда возможно, происходила семья Макарьевских.  Дед будущего художника интересовался обрядами и обычаями земляков и написал даже статью в «Олонецкие губернские ведомости» на тему «Каргопольские свадебные причитания». Крестные мать и отец будущего художника были учителями. Дядя – Михаил Васильевич преподавал в Александровской гимназии в Гельсингфорсе, тетя – Евдокия Васильевна Макарьевская – после окончания Петрозаводской Мариинской гимназии служила в Пяльвозерском  земском одноклассном училище Повенецкого уезда. Попечителем этого училища был ее брат и отец будущего художника.

       Мальчик, по всей видимости,  получил неплохое домашнее воспитание, учился в гимназии. Однако, революция и гражданская война нанесли ощутимый урон семье Макарьевских. Из всех родственников у него осталась одна тетка. С которой он продолжал жить до самой войны в родительском доме.

       Интерес к искусству, истории края проявился, благодаря его родне, рано. Основы изобразительной грамоты он осваивал в Петрозаводской художественной школе. Затем, без отрыва от производства (с 1926 года он работал в Наркомате земледелия)  в Изостудии при Доме народного творчества, где в те годы преподавали Попов В.Н., Аккуратов К.В, Кацеблин А.В, Зайцев М.В. и другие.

       Большое влияние на творческое формирование Макарьевского оказал народный художник Карелии В.Н.Попов, ученик великого русского живописца И.Е.Репина.  Он весьма доброжелательно относился к своему ученику,  опекал его, направлял творческие поиски. Попов В.Н. привлек Макарьевского М.А. и Осипову К.Н. к ответственной работе по оформлению зала заседаний Верховного Совета К-ФССР. По их эскизам были выполнены гипсовые барельефы на исторические темы.

       В первых самостоятельных работах «Онего», «Кончезеро», « Пароход на буксировке леса» Макарьевский  стремился передать своеобразие природного ландшафта Карелии, приметы нового в жизни края.

       В 1935 году он участвовал во Всероссийской выставке самодеятельных художников-колхозников (Москва). Представленные им работы «Лесосплав» и «Лесорубка»  были замечены признанным мастером пейзажа  К.Ф. Юоном.

       С марта 1937 года по июнь 1941 года  Макарьевский работал художником,  заведующим художественным отделом краеведческого музея. Им оформлялись стационарные и передвижные выставки: «Прошлое и настоящее Карелии», «Петрозаводск- столица К-Ф ССР» «Война на Карельском перешейке» и другие. По заданиям музея художник выезжал в различные районы республики, участвовал в комплектовании фондов.

      Для отдела истории музея он создал ряд работ этнографического плана: «Рубка подсеки», «Уборка турнепса», «Траловый лов», «Обмен товаров» и др., а также ряд рисунков пером из жизни рабочих: «Запись в Красную гвардию», «Рабочие вывозят на тачке мастеров-черносотенцев» и др.

      Макарьевский один из первых карельских художников обратился к темам из истории края. На картине «Митинг рабочих у здания Губсовета в 1918 г» (1937г.) им запечатлены рабочие Алексанровского завода, собравшиеся у Дома Горного начальника для того, чтобы послушать речи большевистских ораторов. Картина, безусловно, имеет недостатки в части композиции и колорита, но надо отметить стремление художника передать особенности архитектуры здания, настроение толпы (например, выразительный образ мальчика на левом плане).

      В 1940 году Макарьевский на полотнах «Расправа с руководителями Кижского восстания» и «Расстрел приписных крестьян в Кижах» (не сохранились) сделал попытку рассказать средствами живописи о том, как царские войска расстреляли заонежских крестьян, восставших против властей, принуждавших их работать на Повенецких заводах. Картины были написаны под влиянием литературных произведений К.Г.Паустовского («Судьба Шарля Лонсевиля») и В.А. Чехова («Возмутители»). Позднее репродукции с них были размещены в книге Я.А.Балагурова («Кижское восстание 1769-1771») и в двухтомном труде «Очерки по истории Карелии».

     Внимание молодого профессионального художника Г,А.Стронка к образам прославленных сказителей Карелии побудило Макарьевского написать портреты  Т.Г. Рябинина, И.Федосовой, А Перттунена,В.П. Щеголенка ( бумага, сангина).

     Художник любил Петрозаводск и его пригороды. Им была создана серия графических работ, с которых предстает предвоенный город: «Берег Онежского озера у Широкой Слободской», «Вид на хлебозавод от урочища Каменный Бор», «Соломенное». Часть графических работ выполнялись для газеты «Красная Карелия».

     Профессиональное мастерство художника с годами росло. Он не прерывал связи с изостудией, часто приходил поработать, посоветоваться с учителем, коллегами, особенно с другом Гильбертом Л.И. - всесторонне образованным человеком. Он осваивал возможности разных графических и живописных техник, открывал новые для себя жанры, демонстрировал свои работы на  немногочисленных в те годы выставках.

     В 1939 году его произведения были показаны на выставке молодых художников. В.Н.Попов в газете «Красная Карелия», отметив всеобщее внимание, проявляемое к работам Макарьевского, отозвался о нем, как « о добросовестном и много работающем над собой художнике с достаточным опытом».

     Макарьевский .М.А. принимал активное участие в художественной жизни города, его избирали секретарем, председателем формировавшегося перед Отечественной войной Союза художников Карелии. В июне 1940 года он участвовал в работе пленума Союза Художников в Москве, юбилейной  сессии  в Эрмитаже (Ленинград).

      В июне 1941 года он был освобожден от работы в музее для выполнения заказов  «Управления по делам искусств при СНК К‑Ф ССР» к Всесоюзной выставке «Наша Родина» (Москва). А 22 июня началась война, и М.А.Макарьевский  одним из первых  среди художников ушел на фронт и погиб, защищая родной край, красоту которого он так и не успел по-настоящему воспеть в своем творчестве.

      Художнику-конструктору Лаврененко Е.М., работавшему с Макарьевским М.А. в музее, он запомнился, как доброжелательный,  интеллигентный человек, который с годами, возможно, достиг бы большего.

      Из документов, хранящихся в ЦГА РК, удалось узнать о жене художника –Галине Петровне, урожденной Медведевой, семья которой происходила из Повенца. Один из братьев жены – Сергей, также как Макарьевский,  служил в Наркомземе, а другой – Михаил, закончил «Ленинградский институт путей сообщения». Семья Медведевых проживала в Большом Закаменском переулке, а Макарьевских – на Онежской набережной.

     К сожалению, не все работы художника сохранились: некоторые погибли во время войны, другие были списаны «горячей рукой» музейного руководства в 1959-1966 гг. 

     В год пятидесятилетия Великой Победы Государственный Краеведческиий музей экспонировал работы  М.А. Макарьевского, который четыре года перед войною отработал в музее, ушел из его стен на фронт и погиб в 1941 году.