Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Морозов Аркадий Иванович

График, живописец, педагог

      С именем художника, заслуженного деятеля искусств РК Аркадия Морозова в Петрозаводске связано множество мифов и легенд. То его  считали «карельским сюрреалистом», то клеймили «авангардистом», теперь он создает объекты из магнитофонных лент и учит офорту молодых дизайнеров. Кто же такой сегодня этот человек, имя которого на слуху, а творчество кажется таким неоднозначным?

      Живописец, график и педагог, Аркадий Морозов в искусстве Карелии – фигура заметная. Его мнение по поводу того или иного вопроса чаще всего расходится с мнением окружающих, его манера выражаться раздражает своей эмоциональностью и убедительностью. Постоянная смена в выборе тем, изобразительных форм и сфер деятельности изумляет. Не мешают ли эти качества самому художнику, который постоянно вынужден жить в конфликте с окружением и напряжении от тех препятствий, которые ему устанавливают? Да, безусловно, но не бороться с тем, что кажется гнилым и косным, Аркадий не может.

      Получив в шесть лет инвалидность из-за тяжелейшего ранения осколками противопехотной мины, он в детстве не раз чувствовал жалость окружающих по поводу бесперспективности своего будущего. Если бы не жесткий характер, упорство и воля к жизни, переданные от матери, возможно, он не стал бы такой яркой личностью. Только в 26 лет Аркадию удается поступить в Академию художеств в Ленинграде – крупнейший художественный институт СССР. После блестящей защиты диплома на графическом факультете в 1982 году Аркадий возвращается в Петрозаводск, удивляя всех своим нестандартным решением злободневной тогда темы умирающей северной деревни. Впервые в графике Карелии появились почти шагаловские летающие рыбы, деревья, лошади и люди в небесах. Метафорическое решение той серии породило неоднозначное отношение к  художнику – повышенный интерес, но и настороженность.

    Уже в молодые годы Морозов определил принципиальную для себя позицию свободы творчества. Он оставался независимым, обходя стороной конъюнктуру, особенно темы «Калевалы» или портретов официальных лиц. При этом он отчаянно старался изменить ситуацию к лучшему, не жалея ни сил, ни слов, доказывая собственным творчеством необходимость посмотреть на мир шире, чем традиционный северный пейзаж, затрагивая все новые и новые темы, переосмысливая собственные ранние работы «Крик» (1988-1998), «Лицо» (1994-1998) и др. К нему потянулись молодые художники, его зауважали «старики».

       В начале 1990-х годов об Аркадии Морозове заговорили не только как о разноплановом художнике, но и как о мудром учителе, направившем в «нужное русло» целую плеяду молодых коллег, приехавших тогда из разных уголков страны, а сегодня принесших славу современному изобразительному искусству. Это были 30-летние Сергей Тереньев, Владимир Зорин, Владимир Лобанов, Владимир Ваян и другие, с которыми периодически возникали споры «за искусство», обсуждались глобальные проекты т вынашивались планы на будущее. В 1991 году Аркадий стал председателем Международной группы художников «Арт-контакт», которая просуществовала в неизменном составе около десяти лет, успев за это время «наследить» в искусстве Карелии крупными международными проектами и художественными акциями. Открывая мир молодежи, 40-летний Аркадий Морозов и сам стремительно менялся. Он начал преподавать, «перелопатил» десятки томов по философии, психологии, эстетике, взахлеб делясь новыми знаниями с друзьями и щедро даря зрителям новые произведения.

     С 1995 года Аркадий совершил радикальный переход от станковой графики к живописи и объекту. И здесь им были созданы запоми-нающиеся серии «Материнство» (1994), «Мифологемы» (1996 -97), ряд портретов, картины на мифологические темы («Пигмалион» 1998, «Легкая походка Юдифи» 1999 и др.). Именно в живописи Аркадий проявил свой талант портретиста, раскрывая каждый раз образы новые и неожиданные, привлекая к диалогу культурный опыт всего XX века. за десять лет художник прошел огромный путь от сентиментальных акварелей до глубокого осмысления традиций мирового искусства.

      Затем были серии коллажей и ассамбляжей, выполненные под впечатлением путешествия в Национальный парк «Водлозерский», где он участвовал с 1-м и 2-м Международных экспо-симпозиумах «Краски Водлозерья» (2000-2002 гг.). Сокровенный мир древней земли с ее мистикой и загадками стал для А.И. Морозова неиссякаемым источником для творчества на ближайшие годы.

   А еще через несколько лет уже для зрителей открытием стали абстрактные «полосатые» работы А.И. Морозова, созданные с использованием старых магнитофонных пленок. Утратив свое истинное звучание и значение, пленки наклеивались на холст и превращались рукой мастера в беззубые черные полосы живописи. Автор намеренно пошел на разрыв связей с фигуративностью, на удаление литературных смыслов и обратился к простейшим элементам и формам мира изобразительного искусства – линии, треугольнику, квадрату. Лишенные повествовательной нагрузки, эти геометрические фигуры создали свой особый пластический ритм, не претендующий на  скрытые подтексты. Символичным стало авторское название одной из таких работ 2003 года «В суждении нет необходимости».

    «Полосатый» период в творчестве Аркадия Морозова не означал, тем не менее, полного отказа от психологической образованности и пластической метафоричности, которые были свойственны его творчеству на протяжении 1980-1990-х годов. Подтверждением тому послужила целая серия портретов 2003-2005 гг., моделями для которых стали друзья детства художника и студенты Международного Славянского института, в котором А.И. Морозов преподает уже восьмой год. Крупно написанные «головы» остро передают индивидуальность каждого человека, его характер и личностные особенности, за счет большого формата холста они максимально приближены мастером к зрителю. Бывает странно слышать, что «у Морозова в картинах ничего не понятно». Больше всего это удивляет самого автора, который старается выразить идею своих произведений предельно ясно.

       Вот «Портрет Григория Салтупа» (2005) – яркий, дерзкий, с залихватской прядью, прорывающий холст – образ бескомпромиссного критика в искусстве и в жизни, или «Портрет Наташи Шахановой» (2004), дающий малоприятную характеристику образу нашей современницы. Портреты Морозова то плакатно вызывющи («Портрет Саши Бабяк» 2004, «Портрет Петра Волкова» 2003), то решаются тонко и философично («Портрет Валерия Хазова» 2004, «Портрет Геннадия Гришкина» 2003).

      После персональной выставки в 2004 году, на которой вышеперечисленные работы были представлены, Аркадий Морозов редко участвует в художественных проектах, в своей мастерской последний раз был три года назад, не пишет картин и вообще с отчаянием говорит о проблемах современного изобразительного искусств. Наверное, разочарование от творчества – чувство, время от времени настигающее любого настоящего художника. Но сказать, что Аркадий остановился – невозможно, так как для него творчество сегодня – это наставническая деятельность в институте, где он основал и возглавил кафедру графического дизайна. Затрачивая без остатка все свои силы на учебный процесс, педагог Морозов уже несколько лет не просто учит рисунку, гравюре, композиции, он меняет сознание своих студентов, которые с благодарностью вспоминаются его уроки, заменяющие по своей насыщенности сразу несколько предметов программы.

      Как в 1980-е, так и в 2000-е годы, как за мольбертом, так и в учебной аудитории, А.И. Морозов пытается преодолевать местный контекст, располагающий более к созерцательной позиции «наблюдателя из глубинки», нежели к активной деятельности. Неутомимый борец с мутным обыденным сознанием, он понимает, насколько важно поддерживать любую творческую инициативу, и стремится содействовать этому хотя бы в рамках преподавательской деятельности, провоцируя появление в городе полноценного творческого процесса, живой среды, из которой начинают вырастать новые художники. Будем надеяться, что этот процесс вернет и самого Аркадия Морозова в активную выствочную деятельность и вскоре мы увидим вновь его произведения.

Екатерина Рычкова, искусствовед

2007 г.