Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Ниеминен Фолке Эйнович

Художник, живописец, портретист

Творчество света и души.

    Ф.Ниеминен художник-интеллектуал, человек широчайшей эрудиции, кругозора, бесконечно любивший музыку, литературу, театр, человек деятельный и увлеченный, щедрый на похвалу и доброе слово – таким он остался в памяти многих, кто его знал. В своем портретном творчестве и в своей активной общественной деятельности он старался увидеть, раскрыть и поддержать что-то новое, внести вдохнуть теплоту.

     В 60-80 годы Фолке Ниеминен - один из ведущих и любимых живописцев Карелии. С его именем связано развитие портретной живописи не только в нашей республике, но и в России. Его считают также родоначальником нового по содержанию – философского натюрморта.

     Фолке Эйнович родился в 1931 году в Петрозаводске, в семье политических беженцев из Финляндии  Эйно и Сфеи Ниеминен. Его родители, финские коммунисты, вынуждены были в 1930 году покинуть родину и переехать в Советский Союз. В 1933 году после смерти отца Фолке с матерью переехал в Ленинград. И с той поры город на Неве навсегда вошел в его судьбу. Не только учеба в одном из лучших прогрессивных вузов тех лет –в Высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной – но и сама творческая атмосфера Ленинграда, его музеи, театры, концертные залы, а также дружба, постоянное общение со многими яркими художниками Питера позволили развиться не только его таланту , но и незаурядной личности.

      В 1957 году после окончания училища Фолке вновь приехал в Петрозаводск. В этом же году он выполнил одну из лучших своих работ – «Женщина в белом платье» Все полотно, пронизанное солнечным светом и воздухом, лирическим настроением, было созвучно временному периоду – «оттепели» в жизни страны.

      Дебют молодого художника оказался удачным. Вскоре Ниеминена приняли в Союз художников Карелии. А в 1960 годы заговорили как о большом  мастере портретной живописи, отличающейся самобытностью, яркой творческой индивидуальностью. Созданная им серия портретов «Мой современник» подкупала искренностью, тонким проникновением во внутренний мир человека, его душевную красоту.

       В конце 60-х и в 70 годы он открылся и как автор философских по звучанию натюрмортов. В это время творчество Ниеминена приобрело широкую известность не только в Карелии, но и в стране и за пределами России. В этот период ему было присвоено звание «Заслуженный художник РСФСР».

       Произведения Фолке Эйновича в частности, серия портретов представителей творческой интеллигенции экспонировались на крупнейших выставках страны, опубликованы в серьезных изданиях. Специалисты отмечали не только высокий профессиональный уровень работ, но и черты психологизма, глубину острого проникновения в характер человека, его душевное состояние, а также умение передать ощущение времени, сложного противоречивого времени 1970 –годов.

        В 1972 году картину ф.Ниеминена «Тяжбумашевцы» 1969г. и натюрморт «С новым годом Ван Дер Вейден!» приобрел Русский музей Ленинграда. А произведение «Сумерки в старом доме» 1971г. становится украшением постоянной экспозиции Художественного музея Новокузнецка. Работы Ниеминена пополнили в те годы коллекции музеев Свердловска, Ростова –на- Дону, Комсомольска- на- Амуре и многих других.

          Свою активную творческую деятельность Фолке плодотворно совмещал с  общественной. В течение нескольких лет – с 1973 по 1978 гг. – он возглавлял Союз художников Карелии. Много сил, душевного участия уделял он молодым карельским художникам – Александру Харитонову, Александру Трифонову, Аркадию Морозову и другим, ставшим позже истинными мастерами.

          Огромна роль Ниеминена в развитии изобразительного искусства Карелии, в укреплении прочных контактов Союза художников и музея изобразительных искусств РК. Неоценимый вклад Ниеминена в формирование музейного собрания – при его активном участии и содействии целенаправленно формировалась коллекция работ знаменитой ленинградской группы «Одиннадцати». Почти все члены этого яркого творческого коллектива были большими друзьями  художника. Благодаря Фолке Эйновичу, наш музей поддерживал со многими ведущими мастерами ленинградского искусства самые добрые дружеские отношения на протяжении нескольких десятилетий.

        В 1980 году Фолке Эйнович был принят в Союз художников Ленинграда, а в 1983 году вместе с мамой выехал на постоянное место жительство в Финляндию, на родину своих родителей. Этот период творческой биографии художника практически не известен любителям искусства, не освещался ни в печати, ни по телевидению.

        Первое время он жил в Хельсинки. Здесь в центре города, на берегу Финского залива ему удалось приобрести мастерскую в доме, где жил известный финский скульптор Эмиль Халлонен. «Это была не мастерская, а целый музей, с книгами, произведениями искусства, антикварной мебелью – целый мир. Отражающий увлечения мастера, его яркую незаурядную личность», - вспоминает  музейный сотрудник Серафима Полякова.

        Чуть позже Ниеминен прочно обосновался в городе Пори, на родине отца. Здесь в Pittoreski, небольшой городской окраине, окруженной зеленью, он построил просторную мастерскую, с высокими потолками и окнами, что создавало много света и воздуха и способствовало комфортной работе. Именно в этом местечке, как говорил художник, он обрел полный покой и удивительную гармонию. Если в первые годы, живя в Хельсинки, он постоянно участвовал в многочисленных выставках финских художников, то переехав в Пори, он с головой ушел в творческую работу. Все время он отдавал созданию портретной живописи. За 25 лет жизни в Финляндии Фолке Ниеминен написал более 300 произведений, большинство из которых выполнено по заказу и находится в частных собраниях Финляндии. В основном это портреты представителей разных слоев финского общества. Художник много общался с мэрами финских городов, банкирами и предпринимателями, врачами, учеными, педагогами, актерами. Среди них были личности интересные, уникальные – цвет финской интеллигенции. Если бы их удалось собрать вместе, то получился бы общий собирательный образ, своеобразный портрет финского общества.

         И в этот период жизни в Финляндии он был верен себе – целиком без остатка он отдавался служению искусства. Главной темой, как и прежде, была тема человека, его внутреннего мира. Здесь он был не только художником, но и открывателем человеческих душ. Фолке считал, что его отношение к искусству не изменилось, несмотря на то, что он переехал в Финляндию. Портрет по-прежнему оставался его серьезным увлечением. Сюда он вкладывал все свои силы. И каждая новая работа становилась новым способом выразить человеческую сущность. «Ведь художник, - говорил Ниеминен – имеет свойство раскрыть душу человека, вдохнуть тепло». Мастерская в Pittoreski, где более 20 лет работал Фолке Эйнович, стала центром духовной жизни. Сюда спешили люди, чтобы встретиться с художником, увидеть его новые работы. Это было место, где можно было остановиться, задуматься и открыть для себя что-то новое…..

                                                             Людмила Соловьева, искусствовед.