« На земле оставьте место для меня»
Приехала Екатерина Пехова в Петрозаводск в 1960 году. В этом же году открылся наш музей. В Институте живописи, скульптуры и архи-тектуры им. И. Е. Репина, где Пехова училась, у нее была репутация талантливой, но своенравной и неуправляемой студентки. Ей предлагали остаться в Ленинграде, где у Катерине было квартира в бывшем шаляпинском доме на улице Графтио, были друзья и необходимая для творчества среда. Но она твердо заявила: «Хочу в Карелию! Там чистое голубое небо и озер много, а среда мне не нужна, я сама себе среда».
Не знаю, пожалела ли она потом о своем решении, но ярким, самобытным, ни на кого не похожим художником Е. К. Пехова стала в Карелии.
В коллектив коллег-художников в силу своего независимого характера сразу «не вписалась», и в дальнейшем отношения с Союзом худож-ников часто были напряженными. Во всех республиканских выставках Катерина активно участвовала, работы хоть и не часто, но приобретались – в Музее изобразительных искусств с годами была собрана большая коллекция ее картин.
Но ощущение, что ты есть, а тебя как бы здесь и не надо, омрачало ее жизнь и настроение. К тому же Катерину Константиновну выводили из равновесия постоянные материальные и бытовые трудности, особенно в те годы, когда был маленький сын Игорь – воспитывала его одна.
Получив мастерскую – маленькую однокомнатную квартирку на той же лестничной площадке, где жила, была очень рада. Там, кроме картин о себе и о сыне, обитали еще и кошки. Они хозяйке не мешали, скорее помогали. Создавая в мастерской добрую живую ауру и становясь героями ее картин. Невозможно не улыбнуться, глядя на черного кота по имени Лева Будкин с семейством или автопортрет Екатерины Пеховой с сыном Игорем и многочисленными кошками - у каждой свой характер . У нее был несомненный талант художника-анималиста и… здоровое чувство юмора.
В общении Катерина была всегда интересна, остроумна, обаятельна, много читала, особенно любила Диккенса, а из современных писателей – Туви Янсон. Но бывала и совсем другой – сердитой, резкой, не всегда справедливой в оценках людей. Зная импульсивный характер Катерины Константиновны, на нее не обижались. По натуре же своей она была добрым – многие ощущали на себе ее доброту – и жизнелюбивым человеком, мечтала жить на природе, иметь свой домик в деревне («Автопортрет на фоне дома, которого нет»). Многие лета, когда была здорова, проводила в Гомсельге. Это был ее «Барбизон» - место трудов и вдохновений.
В Гомсельге увидены многие ее пейзажи с розовыми зарослями Иван-чая, с лесными ламбушками и голубыми незабудками. Там талант Пеховой обрел новое звучание. Ее холсты наполнились могучей жизненной силой и земной красотой. Общение с природой было для Катерины необходимо как воздух. Она тосковала по Гомсельге, по лесу, по любимым холмам, но поехать туда уже не могла, сидела затворницей в своей квартире.
Окна ее выходят на Онежское озеро. Ранними утрами Катерина наблюдала за восходами солнца над водой. Фантастические по красоте состояния в небе и в воздухе быстро менялись, надо было их запомнить и зафиксировать на бумаге. А потом, в мастерской, создавались завораживающие глаз картины о Яриле-Солнце. Они были показаны на выставке в Музее изобразительных искусств РК и удивили многих. В последнее время Екатерина Константиновна писала только пейзажи.
Но она была и замечательным портретистом. В 70-е – 80-е годы ей позировали звезды карельских театров: Людмила Живых, Нелли Бабичева, Наталья Гальцина. С Розой Шишовой и Светланой Губиной Екатерина Константиновна была в теплых дружеских отношениях и написала много их портретов.
Театр она любила с детских лет и передала эту свою любовь сыну Игорю. Вспоминаю, как Катрина, бросив все дела и заботы, мчалась в Ленинград в Кировский оперный театр, когда там танцевал Валерий Панов. Она была в восторге от личности и таланта гениального , как она считала, танцовщика. Он позировал Пеховой для портретов – их всего четыре: два – в нашем музее и один портрет Валерий панов увез с собой, уезжая из России.
В творчестве Екатерина Пехова была человеком свободным – писала то, что хотела и кого хотела, на компромиссы не шла, себе не изменяла, но считала, что она как художник не востребована и никому не нужна. Думала так даже тогда, когда ей присвоили звание Народный художник Республики Карелия – ходатайствовали об этом перед правительством академик Лео Ланкинен и Музей изобразительных искусств РК.
Жизнь художника в любом обществе всегда трудна и нестандартна, так же как и сама личность. Екатерина Пехова была личностью уни-кальной, не всегда и всем удобной. В музее это понимали, признавали и ценили ее талант, все персональные выставки Е. К. Пеховой были в его залах. К сожалению, ее уникальное творчество не получило широкого выхода и известности за пределами Карелии.
Вспоминаю, как она была рада, когда столичный искусствовед Татьяна Юрьева, побывав в ее мастерской , на встрече в Выставочном зале заявила: «Карелия должна гордиться таким художником как Катерина Пехова», и устроила выставку-продажу ее произведений в Дягилевском центре в Санкт-Петербурге. Но и тут не обошлось без проблем – обратно в Петрозаводск работы почему-то не были доставлены, организовывали их транспортировку больная Пехова и ее петербургские друзья.
…. Екатерину Константиновну в особенно трудные для нее последние годы поддерживали и помогали общество «Хесед», блокадники Ленинграда (Е. Пехова и ее семья перенесли блокаду), Карельский филиал фонда культуры, Министерство культуры, социальные службы. Самые тяжелые ежедневные заботы о больной матери взял на себя сын Игорь.
28 сентября 2003 года Екатерине Константиновне Пеховой исполнилось 75 лет. В ночь на 25 октября она скончалась.
Картина «Похороните меня на этом острове» написана много лет назад. Сейчас она воспринимается как лирическое завещание художника. Один из зрителей, увидев этот пейзаж, посвятил ему стихотворение:
Так хочу на остров,
Весь залитый солнцем,
Где щебечут птицы
На изломе дня.
Среди желтых листьев
В желтом царстве этом
На земле оставьте место
для меня.
И таких людей, в сердцах которых картины Екатерины Пеховой зажгли искру добра, красоты и любви к природе, немало в Карелии, и не только в ней.
С. Полякова