Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Стронк Георгий Адамович

Живописец, график, иллюстратор

Народный художник Республики Карелия Г.А. Стронк.

Монографический очерк

      О народном художнике Республики Карелия, говорят и пишут достаточно много. Интерес к творчеству и к личности художника на протяжении многих лет стабилен, его пик приходится на дни юбилеев Г.А.Стронка и его персональных выставок.

         Георгий Адамович открыт и доступен в общении. Долгие беседы в разные годы с ним вели писатели, искусствоведы ( Ю.Линник, Е.Калинин), журналисты (Ю.Шлейкин, А.Цунская, Е.Полуйко), а также многочисленные посетители выставок Г.А. Стронка, почитатели его таланта и творчества….

     С именем Стронка связан почти весь путь становления и развития профессионального изобразительного искусства Карелии от 30-х годов ХХ века до начала ХХI века. Большая часть творческого наследия художника принадлежит Музею изобразительных искусств РК и Национальному музею РК.

      Г.А. Стронк родился 10 октября 1910 года в городе Петракове в Польше. После гражданской войны его семья переехала в Россию, жила в Витебске потом на Украине.

      Юный Георгий учился в художественном техникуме городе Николаева. Закончив его в 1932 году, работал на судостроительном заводе, в совершенстве освоив специальность механика-медника. Но мечтал Стронк о профессии художника, о поступлении во Всероссийскую Академию Художеств. Его мечта осуществилась в 1935 году. Он успешно сдал экзамены в АХ в Ленинграде и стал заниматься в мастерской  Исаака Израилевича Бродского. Под его руководством Стронк написал и успешно защитил дипломную картину «А.С. Пушкин после дуэли». Тема ее тогда была весьма актуальна: в 1937 году вся страна отмечала 100-летие со дня рождения великого поэта.

     Многие дни Георгий Адамович проводил в музеях Ленинграда, и особенно в последней квартире Пушкина на Мойке,12, где собрал большой подготовительный материал - делал там зарисовки интерьеров и вещей, принадлежавших Пушкину. Жил атмосферой последней квартиры поэта, был чрезвычайно увлечен темой картины и работой над ней.В ней восемь исторических персонажей – Жуковский, даль, Вяземский, Козлов – камердинер поэта и другие. Для многих из них Стронку позировали опытные академические натурщики. Работая над дипломным холстом, молодой художник находился под обаянием кисти и техники старых мастеров - к этому располагала и сама тема картины. Задумывая её композицию, Г.А.Стронк отдал приоритет классическому рисунку как основе основ реалистического произведения. «Я не вижу живописи, если плохо нарисована модель» - говорил своим ученикам И.И.Бродский. Стронк прошел у него хорошую профессиональную школу, в совершенстве освоив технику академического рисунка.

     Защита  диплома прошла успешно. Картина была признана выпускной комиссией одной из лучших студенческих работ 1939 года и рекомендована для показа в Москве, в центральном выставочном зале СХ СССР.

    Спустя сорок лет в 1979 году Г.А.Стронк подарил картину «А.С.Пушкин после дуэли» Государственному музею-заповеднику на псковщине. Одно время она находилась в южном пределе Святогорского монастыря, где когда-то стоял гроб с телом поэта. Трудно было найти лучшее место для этого произведения Г.А.Стронка, рассказывающего о последнем дне жизни А.С.Пушкина. Акварельный эскиз к нему принадлежит самому автору, а три подготовительных рисунка хранятся в Музее изобразительных искусств РК  (приобретены у автора в 2000 году с выставки «Тому, кто русской стал судьбой», организованной МИИ РК к 200-летию А.С.Пушкина).

      Первое знакомство Георгия Стронка, тогда студента Всероссийской Академии художеств, с Карелией произошло в 1936 году в Беломорье в составе фольклорной экспедиции научно-исследовательского института культуры. Эта поездка определила дальнейшую жизнь художника. Карелия – её природа и люди – околдовали Георгия Адамовича Стронка. В 1939 году, закончив учебу в Ленинграде, он принимает приглашение научно-исследовательского института культуры Карелии и приезжает в Петрозаводск на постоянное место жительства.  Карелия дает молодому художнику богатейший материал для творчества. В книге мемуаров «По Карелии» (издательство «Карелия», 1979 ) - художник вспоминает о своих встречах с Татьяной Перттунен, Марией Михеевой, Иваном Фофановым, Никитой Ремизовым, Фёклой Быковой, Петром Рябининым-Андреевым и другими известными карельскими рунопевцами и сказителями, которых он рисовал с натуры в предвоенные годы, создав уникальную портретную галерею народных сказителей Карелии '. В 1941 году в Петрозаводске была издана книга «Былины Пудожского края». На её страницах воспроизведены рисунки Г. А. Стронка, сделанные в 1938-1939 годах с Анны Пашковой, Ивана Фофанова, Никиты Ремизова, Никифора Кигачёва и других талантливых сочинителей и исполнителей былин, которых художник слышал и видел в Пудожском крае.

     В Заонежье Стронку посчастливилось общаться с Фёдором Конашковым и Петром Рябининым-Андреевым. В Беломорье - с Фёклой Быковой и Фёдором Свиньиным, в Калевальском крае — с Марией Ремшу и Татьяной Перттунен. Всех их художник рисовал с натуры.

      В 1950 году, взяв за основу эти натурные рисунки, художник создал групповой портрет сказителей Карелии, объединив на холсте двенадцать фигур, занятых одним действием — они пишут письмо в Москву Иосифу Виссарионовичу Сталину. В основу картины положен реальный факт — сказители Карелии действительно писали благодарственное письмо дорогому вождю (предполагаю, что не по собственной инициативе, а по указанию сверху - как это было принято в те годы). Сейчас многие воспринимают тематические картины 1940-50-х годов в советском искусстве весьма негативно - как произведения заказные и малохудожественные. Но Георгий Стронк писал сказителей Карелии с живым интересом к этим людям, работал с вдохновением, понимая важность задачи, которая перед ним стояла - сохранить портреты и образы народных сказителей для будущих поколений. И это ему во многом удалось, хотя картина и не лишена недостатков - не все фигуры сказителей достаточно убедительно прописаны, колорит её чрезмерно аскетичен, если не сказать робок.

      И, тем не менее, картина «Народные сказители Карелии пишут письмо тов. И. В. Сталину» - важный этап в творчестве Г. А. Стронка, подводящий итог его многолетней натурной работе над образами рунопевцев и сказителей. Сейчас картина Стронка воспринимается как художественный документ времени и истории карельского изобразительного искусства. После многих лет забвения и заточения в фондохранилище Национального музея она была показана в 1990 году на персональной выставке Г. А. Стройка в Музее изобразительных искусств РК и воспринята с интересом многими зрителями, в том числе и молодыми, желающими знать историю искусства Карелии.

      Талантливым певцам из народа Георгий Стронк отдал дань уважения и восторга не только как художник, но и как писатель — мемуарист. В 1979 году в Петрозаводске в издательстве «Карелия» вышла в свет книга его воспоминаний и зарисовок «По Карелии», неоднократно потом переизданном. Самые «живые» её страницы рассказывают о встречах Георгия Адамовича Стройка с И. Г. Фофановым, Н. А. Ремизовым, Т. Перттунен, М. М. Коргуевым и другими рунопевцами и сказочниками Карелии. Там же воспроизведены рисунки Г. Стронка с этих людей, сделанные им впредвоенные годы.                                                                                                     .

      Когда началась Великая Отечественная война, Г. А. Стронку было поручено эвакуировать фонды и имущество научно-исследовательского института культуры (где он тогда работал) и Петрозаводского Государственного университета в тыл, в город Сыктывкар. Художник находился там до 1943 года. Выезжая в партизанские отряды, Г. А. Стронк рисовал и писал акварелью партизан и партизанок, создав большой цикл работ «Партизанская война в Карелии». Среди них - портреты командиров партизанских отрядов Д. А. Подоплекина, Ф. Ф. Журиха, И. Г. Инниева (все сделаны в 1943 году). Наиболее удачны в этой серии акварельные портреты партизан Усти Кольенен и Я. М. Хотеева (оба - в НМ РК). В 1943 году Георгий Адамович переезжает в Беломорск, где тогда находились и активно работали Ирина Черных, Константин Буторов, Ксения Осипова и другие карельские художники, не участвовавшие в боевых действиях. Все они были питомцами студии изобразительного искусства, открытой в Петрозаводске в 1936 году. Руководил студией Вениамин Николаевич Попов - выпускник Императорской Академии художеств в Петербурге. Студия подготовила создание профессиональной творческой организации Союза художников, первым председателем которого был избран в 1941 году Георгий Адамович Стронк.

Послевоенная жизнь Союза художников Карелии и его председателя была чрезвычайно трудной, материально неустроенной, но творчески интересной и активной.Подлинники хранятся в Национальном музее РК.Г. А. Стронк уже тогда задумал цикл портретов деятелей искусства и культуры Карелии, над которым работал и многие годы позже, создав уникальную галерею образов известных людей Карелии.

      Первым и одним из лучших в этом цикле стал «Портрет Народного художника Карелии В. Н. Попова».  75-летний художник позировал Г. Стронку за год до смерти в 1944 г. в доме Василия Михайловича Агапова на Казарменской улице в Петрозаводске, где он тогда квартировался (до войны В. Н. Попов жил в доме Прохоровых по Комсомольской улице).

     Г. А. Стронк создал на холсте образ обаятельного, интеллигентного человека, носителя старой культуры. В. Попов одет в чёрную блузу и бархатный берет. Он спокойно и со знанием дела позирует Г. Стронку, понимая всю сложность работы над портретом.При этом Вениамин Николаевич даёт художнику профессиональные советы, помогая ему «поймать» нерв портрета. Его благородную тёмно-коричневую гамму оживляет цветная шаль на фоне, которая помогает выявить фигуру В. Н. Попова, одетого в чёрное. Этот портрет Г. А. Стронка многими воспринимается как своего рода реликвия, связанная с образом В. Н. Попова — родоначальника профессионального изобразительного искусства в Карелии. Особая ценность портрета В. Н. Попова в том, что он был написан Г. Стронком с натуры. Без этого портрета не обходится ни одна ретроспективная экспозиция карельского искусства.                ,                              .

       Г. А. Стронк первым в Карелии обратился к жанру театрального портрета, положив начало его дальнейшему развитию.

     В конце 1940-х годов он написал три портрета - режиссёра Георгия Мнацаканова и двух известных драматических актёров -Александры Шебуевой и Петра Чаплыгина. Все три примерно одного размера, близки по стилистике и колориту и невольно воспринимаются как триптих о людях театра Карелии.

       Лучший в этом цикле - «Портрет актёра Петра Николаевича Чаплыгина» - яркой звезды на петрозаводской сцене послевоенных лет.

      В 1946 году П. Н. Чаплыгину исполнилось 50 лет со дня рождения и 30 лет творческой деятельности. К этой дате был заказан Г. А. Стронку правительством Карелии портрет этого актёра. Пётр Николаевич приходил к художнику в его мастерскую — сеансы продолжались десять дней - с удовольствием с ним общался, рассказывал  смешные  театральные  байки  и  чувствовал   себя  в мастерской Г. Стронка свободно и раскованно, что видно и по портрету.

      Внешнее сходство передано очень точно, но не только оно одно. Обозначен живой, импульсивный характер актёра, его острый ум и обаяние Чаплыгина — человека.

      Портрет был впервые показан на его бенефисе в театре драмы в Петрозаводске и имел успех у зрителей - поклонников таланта актёра.Но Г. А. Стронк остался им не вполне доволен, и дописывал картину в следующем 1947 году. В этом же году портрет актёра П. М. Чаплыгина экспонировался на Всесоюзной художественной выставке в Москве.Вернувшись в Петрозаводск, он многие годы (вместе с портретами Г. Мнацаканова и А. Шебуевой) находился в Музыкально-драматическом театре. В 1988 году приказом Министерства культуры Республики Карелия эти портреты Г. А. Стронка были переданы на постоянное хранение в Музей изобразительных искусств РК.                                          . ,

      В 1940-е годы Г. А. Стронк был единственным в Карелии художником-портретистом с высшим академическим образованием. Занимая пост председателя Союза художников КАССР, был в полной мере востребован как художник общественностью и властными структурами, имел правительственные заказы, в том числе на портрет председателя Совета Министров КАССР Отто Вильгельмовича Куусинена. Он позировал Г. А. Стронку в Москве, в своём рабочем кабинете в Кремле. Портрет получился строгим, официальным, без глубины проникновения в образ. Похоже, что такую задачу художник перед собой и не ставил (или не смог выполнить). Более удачен его портрет председателя Верховного Совета КАССР Адольфа Петровича Тайми - человека с интересной, богатой событиями биографией. Он принимал Г. Стронка у себя дома, рассказывал ему о своей нелёгкой жизни, о годах, проведённых в тюрьмах царской России и в Финляндии (даже свадьбу свою Тайми справлял в тюрьме). Ветры революции носили А. П. Тайми по разным городам и странам. «Адольф Петрович увлекался рассказом, а я — слушанием», - вспоминал Георгий Адамович - и потому портрет подвигался медленно». Но в результате и художник, и модель остались довольны работой - общение пошло на пользу. Председатель Верховного Совета КАССР Адольф Петрович Тайми в портрете Стронка — живой человек с неповторимой внешней и внутренней индивидуальностью.

      За серию портретов старых большевиков (А. Кийскинен, Т. Антикайнен,        Меденников и др.) Г. А. Стронк в 70-е годы был награждён государственной премией Карельской АССР (портреты выполнены маслом, углем, карандашом, а также в технике офорта).

       Жизнь Георгия Адамовича Стройка была богата встречами со многими выдающимися людьми. Среди них особенно запомнились художнику встречи и беседы со скульптором Сергеем Коненковым, писателями Александром Линевским, Антти Тимоненным и Яакко Ругоевым, композиторами Леопольдом Теплицким, Карлом Раутио и Гельмером Синисало, фольклористом Виктором Евсеевым и многими другими известными представителями искусства Карелии. Все они в разные годы позировали Г. А. Стронку, снискавшему славу летописца Карелии.

      Далеко не все портреты в этой большой галерее одинаково удачны в художественном отношении. В некоторых из них порой присутствуют композиционные повторы, однообразие, а иногда и сухость палитры. Но несомненная историческая ценностность произведений Г. А. Стронка в том, что все они сделаны с натуры и сохраняют лики и характеры людей, достойных памяти потомков, отражают время, в которое они жили. Портреты Г. А. Стронка сейчас воспринимаются как история Карелии в лицах, а сам он как летописец этого края.       

      В галерею известных людей республики вполне вписываются и автопортреты самого Георгия Адамовича Стронка. Их достаточно много и каждый отражает определённый этап в жизни, творческом и душевном состоянии художника.

   Самый ранний из автопортретов сделан Стронком в 1938 году, когда он ещё был студентом Всероссийской Академии художеств. Автопортреты послевоенных лет (1946г.) выполнены маслом и акварелью. В 1970-80-е годы, мастерски освоив технику пастельной живописи, Г. А. Стронк применил её и в своих автопортретах. В «Автопортрете» 1977 года (с кленовыми листьями на фоне) 67-летний Георгий Адамович, вступивший в «осень жизни», полон духовных и физических сил и большого человеческого обаяния.

     В «Автопортрете» 1980 года, также исполненном в технике пастели, Г. А. Стронк предстаёт перед зрителями как человек с большим жизненным и творческим опытом. Его убеленная сединами голова гордо поднята, в руках - кисть и палитра, он - художник, которому открыты тайны искусства. Эта работа Георгия Адамовича Стронка подводит итог его многолетним раздумьям о роли и месте художника в современном ему обществе. Рассказывая о себе, он говорит и о своём времени. И в этом смысле автопортрет - жанр на редкость ёмкий, многоплановый, интересный как для художников, так и для зрителей, и пользующийся успехом у тех и других.

     Представление о Георгие Стронке - портретисте было бы не полным, если не вспомнить о его женских портретах, занимающих достаточно большое место в его творчестве. Георгий Адамович - давний поклонник и знаток женской красоты. Модели erо юные очаровательные девушки, мечтающие о любви («Голубые мечты») или уже раненые её стрелами («Первое письмо»). В женских портретах Г.A.   Стронк - лирик, пленённый юностью и чарами женской души. Он рисует  карандашом,  углем,   пастелью,   виртуозно   используя  эти материалы для образных характеристик своих моделей...

      Георгий Адамович Стронк широко известен в Карелии как иллюстратор эпоса «Калевала». «Калевале» художник отдал более пятидесяти  лет творческой  жизни и  считает эту свою работу чрезвычайно важной в своей биографии.                                         

Первая встреча художника с карельскими рунами состоялась ещё до войны в 1940 году. Он оформил сборник избранных рун «Сампо», записанных   карельским   фольклористом   Виктором   Яковлевичем Евсеевым от современных карельских рунопевцев (на современные сюжеты). В заставках к рунам Г. Стронк использовал мотивы древних наскальных рисунков. Это был первый, ещё весьма робкий опыт работы художника в книге. Сборник «Сампо» был издан небольшим тиражом и сейчас известен разве лишь библиофилам.                                                                 

   В 1949 году в Карелии широко отмечалось 100-летие со времени издания книги Э. Лённрота «Калевала» (1849г.) В этом году в Петрозаводске был издан сборник избранных рун «Kalevalan runoutta» («Поэзия Калевалы»). Его оформляли Г.А. Стронк, Н,А.Родионова и В.И.Курдов..                                                                                          

     Карело-финское книжное издательство объявило всесоюзный конкурс иллюстраций к книге «Калевала». В 1951 году Г. А. Стронк   представил жюри конкурса цикл акварелей и стал победителем     конкурса, получив вторую премию (первая никому не присуждалась).

     К тому времени Георгий  Адамович уже  был  знаком  (по  репродукциям ) с работами известного финского художника Аксели Галлен-Каллела на темы «Калевалы». Перед войной он встречался с И.Я. Билибиным- талантливым иллюстратором русских народных сказок и сказок А. С. Пушкина, показывал ему свои рисунки карельских сказителей, получил от него одобрительные отзывы.                                                                            

  В конкурсных «калевальских» акварелях Г. А. Стронка угадывается влияние Аксели Галлен-Каллела и Ивана Билибина, что вполне закономерно, ибо Стронк изучал опыт предшественников, работавших над фольклорным материалом, и к которому он сам прикоснулся впервые.

     Победа на Всесоюзном конкурсе дала Г. А. Стронку право самостоятельно оформить книгу «Калевала». Она была издана на финском языке в 1956 году. Научным консультантом издания был Отто Вильгельмович Куусинен. Он поставил перед художником задачу создать на страницах книги образы главных героев карело-финских рун, приблизив их по духовной значимости к русским былинным богатырям Илье Муромцу, Алёше Поповичу и другим. Г. А. Стронк много работал с натуры. Ему позировали художники - карелы и финны, актёры национального театра. В этом смысле показателен и наиболее удался Стронку образ «дрянного лапландца» Ёукахайнена, для которого много дней терпеливо позировал карел Теппо Лессонен. Эта акварель — совместная творческая удача художника и его модели. Калевальцы (Вяйнемейнен, Илмаринен, Лемминкяйнен) в акварелях Г.А. Стронка — люди физически и духовно сильные. Их лица чётко очерчены, фигуры - динамичны, деяния - героичны. Они борются за мельницу счастья Сампо и побеждают, хотя она и рассыпалась на куски на дне морском.                                        

     Космологические и фантастические сюжеты рун остались вне поля зрения Г. А. Стронка (так же как и М. М. Мечева — автора иллюстраций к книге «Калевала» 1956 года на русском языке). Таковы были установки времени и взгляды учёных - фольклористов в 50-е годы на эпос «Калевала». Художники должны были им следовать. К сожалению, их мало тогда интересовала сама структура, архитектоника книги как произведения полиграфического искусства, страничные иллюстрации в ней с изображением главных героев выглядят как вставные (станковые) картинки, обрамлённые пейзажными мотивами. Это присуще книгам, оформленным Г. Стронком и М. Мечевым в 1950-е годы. И всё же книги «Калевала», изданные в Петрозаводске в 1956 году - значительное явление в полиграфии и в искусстве Карелии тех лет. Художники, их иллюстрировавшие, внесли большой вклад в популяризацию карело-финского эпоса как выдающегося памятника мирового фольклора, а также в развитие профессиональной книжной графики в Карелии.

      Следующий этап многолетней работы Г. А. Стронка над «Калевалой» относится к 1970-80-м годам. Тогда им были выполнен цикл станковых графических композиций по мотивам эпоса темперой и гуашью. А в 1985 году к 150-летию первого лённротовского издания в Петрозаводске, была издана «Калевала» на русском языке с иллюстрациями Г. А. Стронка и с орнаментальными рисунками его     жены Н. А. Родионовой. На этом работа Г. А. Стронка над карело-финским эпосом не прекратилась. Она продолжается, и по сей день, принося художнику радость и вдохновение.    

     В 1950-60-е годы в советском изобразительном искусстве была широко распространена и весьма популярна у художников и у зрителей эстампная графика. Эстампы продавались в магазинах, закупались музеями и частыми лицами, устраивались выставки эстампа, издавались книги и альбомы.

      Блестящим мастером гравюры в Карелии, как известно, был Алексей Иванович Авдышев, одинаково успешно работавший как в цветной, так и в чёрно-белой линогравюре. Родоначальником офорта в Карелии по праву считался Зиновий Ефимович Львович. Преклоняясь перед его мастерством, сложную технику гравюры на металле освоил и Георгий Адамович Стронк. Помогла ему в этом и работа на творческих дачах художников, в эстампных мастерских. Серия офортов и литографий Г. А. Стройка начала 60-х годов была посвящена природе и людям Беломорья, где художник в те годы часто и подолгу бывал. Знаковым и самым известным в этом большом цикле стал пейзаж «У самого Белого моря», где художнику удалось создать образ седого Беломорья в пасмурный зимний день. Чёрно-белая гравюра насыщена холодным влажным воздухом, она светоносна, несмотря на отсутствие цвета, поэтична по настроению и убедительна по состоянию. Так изобразить природу Беломорья мог только художник, хорошо знающий и любящий эти суровые края. Город Беломорск Георгий Адамович воспринимал как северную Венецию и отдал этому городу и его людям своё сердце, талант рисовальщика и мастерство офортиста.

     Итогом работы Г. А. Стронка на Севере стала его книга «У самого Белого моря» (Петрозаводск, 1963г.), иллюстрированная рисунками, акварелями и офортами автора. На её страницах художник увлекательно и интересно рассказал о своих поездках на Белое море и Лапландию, о встречах с тружениками моря и людьми других трудных профессий, проявив незаурядный писательский дар...

     В 1970-80-е годы в творческой жизни Г. А. Стройка - пейзажиста появилась тема Приладожья. Каждый год он отдыхал в санатории г. Сортавала, путешествовал с этюдником по живописным местам Ладоги, создав там большой цикл живописных и графических работ. Сколько было написано там натурных этюдов не скажет, наверное, и сам Георгий Адамович! Их великое множество — акварелей, пастелей, пейзажей, сделанных маслом. Этот богатейший натурный материал лёг в основу его картин, задуманных в Приладожье. Особенно удавались ему лесные пейзажи - освещенные солнцем реликтовые рощи Валаама или живописные каменные гряды - свидетели прошлых эпох. Пейзажного материала, собранного Г. А» Стронком на Белом море и на Ладоге хватает ему и по сей день. И в 2000-2003 годах на мольберте художника в его мастерской появляются картины, созданные по воспоминаниям и этюдам "/творческих поездках в эти любимые художником места («По заливам Беломорья», 2000г. и др.)

     Циклы пейзажных картин Г. А. Стройка разных лет условно можно объединить одной общей темой - «Моя Карелия». В неё органично вписываются и его холсты на историческую тему -«Державин Г. Р. и водопад Кивач», где образ русского поэта, губернатора Олонецкого края Гаврилы Романовича Державина связан с природой Карелии, со знаменитым водопадом, воспетым им в одном из своих одических произведений.

      Менялись мотивы, сюжеты, композиции и техника произведений Г. А. Стронка, но неизменным оставался восторг художника перед красотой и тайнами природы Русского Севера и желание запечатлеть эту красоту на холстах и в графических листах.

    Народный художник Карелии, Лауреат Государственной премии КАССР Георгий Адамович Стронк уже при жизни вошёл в историю изобразительного искусства как портретист - летописец края, автор пейзажей Карелии и иллюстратор карело-финского эпоса «Калевала».

        Творческий путь художника не завершён. Несмотря на свой солидный возраст (93 года) Георгий Адамович Стронк продолжает работать - на мольберте в его мастерской радует глаз новый карельский пейзаж, а на стеллажах - картины и гравюры прошлых лет, подготовленные художником для показа на очередной персональной выставке в Петрозаводске и в республике. Последняя по времени была открыта в феврале 2003 года в выставочном зале Карельской филармонии. В экспозиции представлены рисунки Г. А. Стронка разных лет, выполненные карандашом, углем, сангиной, пастелью и др. материалами. Автор задумал её как выставку - наказ молодым    ■ художникам: «Любите рисунок, учитесь рисовать, умейте рисовать» -т аков девиз выставки рисунков Г. А. Стронка и надеемся, что этот призыв старого мастера будет услышан молодыми его коллегами.

.. .Творческая жизнь Георгия Адамовича Стройка продолжается -
создаются новые произведения, устраиваются выставки, пишутся
мемуары, а потому очерк об этом художнике не завершён,
исследование жизни и творчества Г. А. Стронка будет продолжено
другими искусствоведами и журналистами, будут изданы- новые статьи
и книги о нём.                

Серафима Полякова,научный сотрудник

               2002г.                                                                    Музея изобразительных искусств РК