Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Судаков Евгений Александрович

Живописец, график

                                        Судаков Евгений Александрович

                                                            1933-1977

 

 

 

          Евгений Судаков - совершенно особенное явление в изобразительном искусстве Карелии.

             Драма жизни этого поразительного художника характерна для людей его поколения. Самобытность, неординарность обрекала их на непонимание, а порой и на враждебное противодействие.

            Время было такое, что искусство Судакова оказалось невостребовано. Многие художники, понимая, что его вещи на выставку не отберут, советовали ему приспособиться, делать то, что может одобрить Выставком.

        И он делал попытки. Писал «под Суло Юнтунена», пробовал писать индустриальные мотивы. Но, конечно, всё это было бессмысленно. Потому что предназначение Судакова было совсем иное.

        Как профессиональный мастер он работал всего 5 лет, с 1973 по 1977 год. До этого он выставлялся только на выставках самодеятельных художников. К этому времени он написал уже сотни работ. А когда начал работать в Художественно-производственных мастерских, стал участвовать в республиканских выставках художников Карелии. Эти годы кульминация его творчества. Большинство его лучших работ написаны в этот период.

             Судаков работал циклами и среди них можно выделить несколько наиболее ярких: «Птицы», «Архитектура», «Лики», «Японская серия», картины, посвященные Яну Сибемусу. Он работал в разных жанрах, но особенно любил пейзаж. В его картинах много птиц. В лучших работах их образы несут лирико-философский смысл, олицетворяя красоту жизни, её хрупкость и гармонию.

            Трагическая новелла Судакова – картина «Вальдшнеп» (1977, тв. пл., масло). Написав в ней смерть на взлёте, он как бы предс-казал свою судьбу. Зловещим смыслом пугает картина «Совы» (без даты, тв. пл., масло). Какие странные, какие злые и холодные птицы. Конечно, речь здесь не о птицах и их повадках, а о человеческом равнодушии. Такой подтекст есть во многих работах Судакова.

         Одна из многих загадок - так называемая «японская серия». Как пришли к нему эти образы, откуда этот удивительный аромат Востока?

             Конечно, можно отчасти объяснить это его биографией. В юности Судаков жил на Сахалине. Но только отчасти. Потому что худож-нику хватило малейшего импульса для его творческих фантазий. Многие он улавливал чисто интуитивно. На таких импульсах возникли работы, посвящённые Яну Сибемусу. Нельзя сказать с уверенностью, что это был его любимый композитор, но его музыка задевала в душе Судакова какие-то тонкие струны, перекликаясь с его мыслями, с его настроением.

          Судакову было свойственно чувство трагического. Во многих его картинах звучит горькая драматическая интонация: «Онего. На Шортонах» (1975, х., т.), «Натюрморт с черепом» (без даты, х., м., композиции с поклонными крестами совершенно особенный «Натюрморт с перьями» (1977, х.м.)

         Другая грань его личности раскрывается в декоративных композициях. Цветы, деревья, камни и ветки в различных сочетаниях создают яркие запоминающиеся образы: «Натюрморт» (1976, орг., м.), «Цветы» (1976, тв. пл., масло.), «Укроп» (без даты, картон, масло).

            Обращался Судаков и к портретному жанру. Наиболее удачные из них – «Автопортрет» и «Портрет художника А. Харитонова». Вы-бор тем и их трактовка поразительны для искусства тех лет. Круг образов Судакова впрямую не связан ни с его личной жизнью, ни с реалиями современной ему действительности. И тем более с «социалистическим реализмом», считавшимся главным направлением советского искусства.

             Судакову был близок символизм и эстетизм модерна. Остро интересовался он творчеством европейских мастеров XX века. Вместе со своим другом Александром Харитоновым, который просвещал его в вопросах искусства, Судаков часто ездил в Санкт-Петербург, тогда Ленинград. Они смотрели выставки ленинградских художников и, конечно, много раз были в Эрмитаже, где Судаков восхищался работами Ван Гога, Гогена, Матисса и других мастеров той эпохи. Ранняя смерть оборвала развитие художника. Но и то, что он успел сделать свидетельствует об удивительном даре Судакова, об оригинальности и глубине его таланта.

       Наследие художника насчитывает около 1000 произведений. Большинство из них хранится в семье Судакова. Много работ приобретено частными лицами. В Музее изобразительных  искусств РК находится около 30 произведений. После смерти художника было организовано несколько крупных выставок его работ. Одна из первых – выставка 1987 года, к которой был издан каталог, оформленный А. Харитоновым.

             Две большие экспозиции были организованы Музеем изобразительных искусств РК (1994,1998 г.). Последняя выставка Е. Судакова состоялась в конце 2013 года в Музее изобразительных искусств РК и была приурочена к 80-летию со дня рождения художника.

                                                                                          

                                                                                                                                 Воронина Н.С.

 

 

 

      Публикации

Скворцова Г.Г. «Сердце художника»  газета «Комсомолец» 30.06.1987

Иваненко В.М. Интервью о выставке

Е. Судаков 1987 г. газета «Ленинская правда» 04.07.1987

Скворцова Г.Г. «Завещание сердца» вступительная статья в буклете к выставке Е. Судакова. Петрозаводск, 1994, изд. «Петропресс»

Воронина Н.С. «Счастье горькой судьбы», газета «Петрозаводск», 29.04.1994

Гущин Б. «Белая лошадь и раненый вальдшнеп».газета «Лицей» декабрь 1995.

Скворцова Г.Г. «Всё лучшие ты должен отдать людям». Газета «ТВР-панорама» № 41, сентябрь 1997.

Федоров Н. «Двадцать лет спустя» газета. «МГ «Молодежная газета», 17-23 октябрь 1997.

Троицын А. «При жизни унего»