Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Михаил Шлёмович Юфа (1939 – 2012)

     Рожденный в Ленинграде Михаил Шлёмович Юфа более полувека прожил в Карелии.

     К личности и к творчеству этого художника всегда был повышенный интерес, возрастающий в дни его персональных выставок. Вспоминается последняя, подготовленная Музеем изобразительных искусств Республики Карелия к 70 – летию М.Ш. Юфы. Шумный вернисаж и сама выставка были чем – то похожи на праздничный юбилейный спектакль, в котором царствовал главный герой – художник Михаил Юфа, а актерами были его ожившие картины разных лет, и каждая, независимо от сюжета и жанра, представляла нам зрителям, Михаила Юфу как живописца, владеющего магией цвета и красок.

     Этого художника давно знают в Карелии (и не только в ней) как мастера натюрморта, под кистью которого обычные вещи преображаются, обретают значимость художественных символов, сохраняя при этом реальные, фактурно-осязаемые формы. Своеобразие натюрмортов М.Ш. Юфы уже в самом выборе предметов, в том как они скомпонованы и взаимодействуют на холсте.

   Картины с белыми и желтыми цветами, с голубыми и черными вазами, с дарами земли и моря, помещённые в условный интерьер, располагают к размышлениям, вызывают разнообразные ассоциации, а порой и загадки.

       Разные по назначению, по форме и фактуре вещи «живут» в едином живописном пространстве, сотканном художником из гармоничных или контрастных красок, пастозно положенных на холст.

      Михаила Юфа, всегда волновала материальная и духовная красота окружающего мира, и это волнение передавалось зрителям – тем, кто приемлет его эстетическую позицию и саму манеру письма художника. Пейзажные картины М.Ш. Юфы, особенно те, что задуманы в южных краях - в Крыму, в Краснодарском крае, наполнены энергией цвета и сильными эмоциями.

      «…Справляя жизнь, рождаясь от людей, мы забываем о деревьях», печалился поэт.  Но не Михаил Юфа. В его пейзажах много деревьев. Они, как живые существа, радуются весне, тоскуют поздней осенью, сгибаясь от ударов ветра или… умирают стоя.

      М. Ш. Юфа создал большую живописную поэму о деревьях, в каждом дереве своя музыка цвета, ритмов, линий, она завораживает, порой тревожит, заставляя вслушиваться в «разговор» художника с природой многие его картины с деревьями сродни по настроению стихам Н. Заболоцкого (« и в каждом дереве звучит могучий Бах»)

      В гармонии с южными холстами Михаила Юфы воспринимается его «Автопортрет» 1989 года. В нём он – седой, мудрый и загадочно – печальный, словно открыл для себя что-то очень важное – в природе? в жизни? в искусстве ? - и готов поделиться с нами, зрителями, этим своим открытием.

      Образ художника органично вписался в «круг» его пейзажных картин конца   80-х  годов и показанных в 2009 году на юбилейной выставке в Музее изобразительных искусств Республики Карелия. Она оказалась последней в жизни неистового живописца Михаила Юфы, для которого пространство холста всегда было живым полем, где гуляла его свободная кисть, выражая его активную позицию художника и человека.

                                                                                                                               Полякова С.К.