Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Зорин Владимир Викторович

Художник-конструктор

                  Этот разный, разный Зорин

 

      В июне 2003 года со станции Петрозаводск отправился в путешествие по городам и населенным пунктам Карелии и Финляндии «Поезд культуры». Ехали в нем артисты и художники со своей выставкой. И на каждой станции, пока артисты выступали, взрослый, серьезный человек по имени Владимир Зорин «высаживал» под настоящие деревья и в настоящую землю искусственную, яркую, пластиковую траву. И вот что странно: эта кричащего цвета искусственная поросль смотрелась рядом с настоящей очень красиво. Казалось, что она должна была бы быть здесь всегда, и странно, что ее не было здесь раньше. То, чем занимался на станциях Зорин, называется «ленд-арт» /от англ. land - земля, art - искусство/ - одно из интереснейших направлений в современном искусстве.

      Когда говорят о современном искусстве, то часто употребляют слово «игра». Художники «играют» предметами из окружающей среды, помещают их в непривычную для них обстановку и в итоге рождаются новые смыслы. Зрителю остается только научиться их разгадывать.

      Уже несколько лет Владимир играет в эту «игру» с природой, строит из мира природы и мира предметов, созданных руками человека, свой «третий», особый, художественный мир.

     В Водлозерском национальном парке он, например, поставил на листья кувшинок кубики, обклеенные яркой пленкой. И плавные линии листьев красиво соединились с геометрическими линиями кубов, а природный цвет стал ярче и нарядней рядом с искусственным. В результате, получилось произведение искусства, хотя художник не пользовался ни кистью, ни карандашом, ни красками.

      Мне кажется, что совсем не случайно Владимир Зорин начал заниматься именно ленд-артом. Он всегда умел увидеть, заметить в природе, казалось бы незначительное.

   Однажды, будучи студентом Ленинградского Высшего промышленно-художественного училища, он увидел в лесу, что большая лужа перегородила муравьиную тропу и построил для крошечных лесных трудяг настоящий мостик. Конечно, это не было искусством, но это была первая попытка очень деликатно «преобразовать» природу, «поиграть» с ней.

       В то время он очень увлекался народным искусством, изучал коллекции народного искусства в музеях, что-то пытался делать и сам. А какое народное искусство без поговорок и пословиц, без юмора и прибауток? И в творчестве начинающего художника на деревянных досках запели-заплясали, запричитали-заговорили простоватые мужики и животные с печальными человеческими глазами.

     Но уже тогда он хотел попробовать использовать традиционно народные материалы так, чтобы они стали произведениями современного искусства. Например, бересту. Ведь изделия из нее все привыкли воспринимать как сувенир. Художник решил использовать бересту как основу для картин. И появились на свет добрые, красивые, наполненные чувством юмора и очень современные картины - игры, картины - рассказы из народной жизни, истории о друзьях и путешествиях.

    Путешествия - особая страница жизни Владимира Зорина. Со своим другом, художником Олегом Юнтуненым, в любую по-году, в дождь и снег уходил он с рюкзаками на Белое море. Итогом этих походов стала серия философских размышлений о необыкновенной силе и красоте Беломорья.

    На картине «Белый остров» в центре композиции на пересечении вертикальных и горизонтальных линий, соединяются мощные стихии воды, земли и воздуха.

    Они словно обмениваются энергией бушующих в них сил, и из этого возникает крохотный, мягко освещенный мир - Белый остров.

    Как созданы берестяные картины - секрет авторской техники художника.

     Кстати, он придумал и собственную графическую технику и получил за нее диплом на международной выставке.

     Он всегда ищет что-то новое. Но самое главное - он умеет талантливо соединять, казалось бы, несоединимое. Открыл для себя интересные возможности флюоресцентной пленки и решил соединить ее с любимой берестой. И вдруг ядовито-кислотного цвета «холодная» пленка и мягкая, теплая, золотистого цвета береста «подружились»и появился стильный и современный пейзаж.

      Зорин всегда ищет новые возможности приложения своих талантов.

    Когда-то по окончании училища он работал на Онежском тракторном заводе в Петрозаводске и придумал внешний вид трактора, нарезающего лыжню.

     Первым в Карелии он придумал провести перформанс на выставке, и появился, опутанный веревками, и вовлекал в свой спектакль зрителей.
      Владимир Зорин создал для нашего города интерьер кафе «Акварели» и интерьер зала Музыкальной школы на улице Московской. Придумал современные, оригинальные решетки на темы эпоса «Калевала» для вновь отремонтированного Национального театра. Он – автор оформления многих выставок, афиш, буклетов.

   А еще Зорин преподает в школе искусств рисунок и композицию. И хочет, чтобы его ученики не просто научились грамотно рисовать и творчески мыслить, но и чтобы они чувствовали себя свободно в мире современного искусства. Поэтому он придумал проекты по обмену учениками с художественной школой города Варкауса, где, например, ленд-арт преподают как предмет.

    Все, за что бы ни брался Владимир, сделано точно, умно, талантливо.

    Посмотрим, чем удивит нас в ближайшее время этот разный разный Зорин.