Акбулатов Борис Равильевич
график, живописец, художник книги, педагог
Родился и вырос Борис Акбулатов в Карелии, в старинном селе Ладва. Но его детские и юношески годы прошли в Петрозаводске: именно здесь, в петрозаводских изостудиях живописцев А.А. Деревенского и М.Ш. Юфы, он приобретала первые навыки в овладении ремеслом художника. Позже, во время учебы в Ленинградском художественном училище и Московском полиграфическом институте его наставниками в искусстве станут такие талантливые мастера живописи и графики, как Л.В. Осоргин, П.А. Алексеев, Д.Д. Жилинский, А.В. Васнецов... С 1970-х, вернувшись из армии, Б. Акбулатов активно участвует в художественной жизни Петрозаводска. Его первые работы появляются на республиканских, а затем на зональных, всероссийских и всесоюзных выставках. О цикле офортов «Воспоминания солдата», в которых Б. Акбулатов использовал традиции русской обрезной гравюры на дереве и лубка, критики отзовутся как о «событии» в изобразительном искусстве Карелии. Уже здесь проявилось характерное для творчества художника качество - поэтическое восприятие мира. Оно станет определяющим и в его последующих работах. В 1977 г. Б. Акбулатова принимают в Союз художников России. В течение последующих двадцати пяти лет спектр творческих интересов Б. Акбулатова необычайно широк: это станковая графика, книжная иллюстрация, живопись, бытовой, исторический и пейзажный жанры, портрет. Его работы приобретают музеи Карелии; находятся в частных собраниях Финляндии, Германии, Франции, Англии, США. Независимо от творческих направлений и пристрастий в центре внимания художника всегда остается любимый город. Особенно часто Бориса Акбулатова можно видеть на набережной и в местечке Зарека, где прошло его детство. Подобно ученому-исследователю он фиксирует один и тот же мотив в его разных состояниях - в течение дня, недели, месяца, весны, лета, зимы... В любую погоду, даже в самый сильный мороз, он часами, забывая о времени (спохватывался разве тогда, когда обмораживал руки), делает зарисовки, которые станут основой его будущих картин. Кажется, что своими работами художник словно хочет приостановить ход нынешнего суетливого времени, развернуть его вспять, показать зрителю в одном и том же переживаемом художником мотиве всю красоту любимого им города. Именно в тесной связи с природой, историей, традициями, в постоянном развитии Б.Акбулатов ищет и находит образ сегодняшнего Петрозаводска. Таковы листы: «Речной вокзал», «Набережная с рыбаками», «Петр Первый», «Петровская гавань» «Порт пяти морей» «Дорога к храму»... Эти листы выполнены в технике темперы, сочетающий в себе свойства акварели и масляной краски. Именно этой краской писались иконы. Она не так капризна, как акварель, имеет склонность к живописным приемам, более устойчива в сохранности и в то же время ей присущи свойства акварельной прозрачности. Вместе со «старыми» работами, выполненными в конце 70-х, - циклом офортов «История Петрозаводска», «Хроника жизни города Петрозаводска», воспоминаниями в карандаше и гуаши о Петрозаводске 50-60-х, новые листы создают неповторимую эмоциональную атмосферу, особый колорит северного города. Портрет родного города Борис Акбулатов продолжает создавать по сей день. Что удивительно, характер художника с его внутренней сосредоточенностью, неспешностью, тяготением к созерцательности и обобщению, оказался созвучен, родствен характеру самого города. Это позволило живописцу проникнуть в душу «града Петрова», показать его поэзию и неброскую северную красоту.
Надежда Воронина, старший научный сотрудник Музея изобразительных искусств РК