Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Авдышева Валентина Михайловна

живописец, график, театральный художник

Живая «мертвая природа» Валентины Авдышевой

(статья  для детей)

 

 Натюрморт – один из интереснейших жанров живописи. Само слово французского происхождения и означает в переводе «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы домашнего обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т. п.).

 Эта «мертвая натура» окружает нас повсюду, порой мы просто не замечаем предметов, пользуясь ими ежедневно. Но внимательный глаз художника видит красоту в обыденной вещи и так сопоставляет ее с другими, так выбирает краски, что предметы в натюрморте превращаются в  действующих лиц произведения и могут рассказать   нам о вкусе их владельца, о его привычках и укладе жизни, могут выразить мысль и передать настроение.

 За окном – холодный синий сумрак, а в освещенной мягким вечерним светом комнате тепло и уютно. У окна стоит швейная машинка, на  которой заботливая и  любящая мама шьет нарядное голубое платье для дочки. Девочка, наверное, уже спит.  Но когда она проснется, то рядом  с кроваткой увидит мамин подарок. 

 Это лирический рассказ о своей жизни создала талантливая художница Валентина Авдышева.

 У нее не было мастерской, и она работала дома. В нем был смысл жизни: дети, муж – известный карельский художник и поэт Алексей Авдышев.

 Привычные, любимые и важные домашние вещи становились живыми героями ее картин. Например, пишущая машинка – почти музейная редкость. Этим тоже интересен натюрморт – в нем отражается время, эпоха.

 Люди, хорошо знавшие Валентину Михайловну, вспоминают, что в их уютный, гостеприимный дом было приятно приходить.  Но даже, если этого не знать, то достаточно внимательно рассмотреть ее натюрморты – в них всегда есть радость.  Радость от ожидания праздника (очевидно, для него и  шьется платье для дочки), радость встречи с друзьями и родными людьми (им предназначены ароматные аппетитные булочки, только что вынутые из духовки).

 Еще одним важным местом в жизни Авдышевых был дом в Заонежье, где семья проводила все лето.

 Этот край оба талантливых мастера любили всем сердцем. Но если Алексей Иванович воспел в своих гравюрах архитектуру и природу Заонежья, то Валентина Михайловна писала сочные и красочные натюрморты с хлебом, самоваром, карельскими калитками и даже якорем, как свидетелем  ее страстного увлечения рыбалкой .

 В Заонежье Валентина Авдышева была совсем «своей». Она замечательно умела говорить на местном диалекте и в кругу друзей очень смешно рассказывала заонежские байки, умела готовить  традиционные карельские блюда и прекрасно находила общий язык с местными жителями. Ее там любили.

 Она прожила недолгую, но очень яркую и наполненную жизнь: школьницей пережила блокаду Ленинграда, окончила ленинградское педагогическое училище и в 1951 году приехала навсегда в Карелию; была женой и музой талантливого художника, воспитала двоих детей.; была заместителем председателя Союза художников Карелии и очень помогала самодеятельным художникам, даже организовала в Петрозаводске  Клуб самодеятельных авторов.

 В творчестве художницы пейзажей не так много, но и они – часть ее повседневной жизни.  Картина «Улица Куйбышева»  - на ней стоит дом, в котором жила семья художницы. По этой улице Валентина Михайловна часто ходила  в Финский театр, где оформляла спектакли.- была и такая грань у ее богатой натуры. Эта улица и сейчас такая же: те же дома, тот же сквер, нет только круглых фонарей.  Нет и  Валентины Авдышевой. Но ее наполненные  любовью и теплом картины продолжают радовать зрителей, их можно увидеть в одном из залов постоянной экспозиции музея изобразительных искусств Республики Карелия. 

А. Дункерс