Авдышева Валентина Михайловна
живописец, график, театральный художник
Живая «мертвая природа» Валентины Авдышевой
(статья для детей)
Натюрморт – один из интереснейших жанров живописи. Само слово французского происхождения и означает в переводе «мертвая природа». Это картины, героями которых являются различные предметы домашнего обихода, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т. п.).
Эта «мертвая натура» окружает нас повсюду, порой мы просто не замечаем предметов, пользуясь ими ежедневно. Но внимательный глаз художника видит красоту в обыденной вещи и так сопоставляет ее с другими, так выбирает краски, что предметы в натюрморте превращаются в действующих лиц произведения и могут рассказать нам о вкусе их владельца, о его привычках и укладе жизни, могут выразить мысль и передать настроение.
За окном – холодный синий сумрак, а в освещенной мягким вечерним светом комнате тепло и уютно. У окна стоит швейная машинка, на которой заботливая и любящая мама шьет нарядное голубое платье для дочки. Девочка, наверное, уже спит. Но когда она проснется, то рядом с кроваткой увидит мамин подарок.
Это лирический рассказ о своей жизни создала талантливая художница Валентина Авдышева.
У нее не было мастерской, и она работала дома. В нем был смысл жизни: дети, муж – известный карельский художник и поэт Алексей Авдышев.
Привычные, любимые и важные домашние вещи становились живыми героями ее картин. Например, пишущая машинка – почти музейная редкость. Этим тоже интересен натюрморт – в нем отражается время, эпоха.
Люди, хорошо знавшие Валентину Михайловну, вспоминают, что в их уютный, гостеприимный дом было приятно приходить. Но даже, если этого не знать, то достаточно внимательно рассмотреть ее натюрморты – в них всегда есть радость. Радость от ожидания праздника (очевидно, для него и шьется платье для дочки), радость встречи с друзьями и родными людьми (им предназначены ароматные аппетитные булочки, только что вынутые из духовки).
Еще одним важным местом в жизни Авдышевых был дом в Заонежье, где семья проводила все лето.
Этот край оба талантливых мастера любили всем сердцем. Но если Алексей Иванович воспел в своих гравюрах архитектуру и природу Заонежья, то Валентина Михайловна писала сочные и красочные натюрморты с хлебом, самоваром, карельскими калитками и даже якорем, как свидетелем ее страстного увлечения рыбалкой .
В Заонежье Валентина Авдышева была совсем «своей». Она замечательно умела говорить на местном диалекте и в кругу друзей очень смешно рассказывала заонежские байки, умела готовить традиционные карельские блюда и прекрасно находила общий язык с местными жителями. Ее там любили.
Она прожила недолгую, но очень яркую и наполненную жизнь: школьницей пережила блокаду Ленинграда, окончила ленинградское педагогическое училище и в 1951 году приехала навсегда в Карелию; была женой и музой талантливого художника, воспитала двоих детей.; была заместителем председателя Союза художников Карелии и очень помогала самодеятельным художникам, даже организовала в Петрозаводске Клуб самодеятельных авторов.
В творчестве художницы пейзажей не так много, но и они – часть ее повседневной жизни. Картина «Улица Куйбышева» - на ней стоит дом, в котором жила семья художницы. По этой улице Валентина Михайловна часто ходила в Финский театр, где оформляла спектакли.- была и такая грань у ее богатой натуры. Эта улица и сейчас такая же: те же дома, тот же сквер, нет только круглых фонарей. Нет и Валентины Авдышевой. Но ее наполненные любовью и теплом картины продолжают радовать зрителей, их можно увидеть в одном из залов постоянной экспозиции музея изобразительных искусств Республики Карелия.
А. Дункерс