Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Добрынин Виталий Федорович

Живописец

Виталий Добрынин.

        Среди большой когорты карельских художников есть немало славных имен,  но творчество этого  талантливого мастера обойти стороной или не заметить было бы непростительной ошибкой.

       Рожденный на этой земле - земле «Калевалы», он карел чтит традиции своих предков и все его творчество пронизано этой любовью к родным местам, к близким и дорогим ему людям.

      Рисовать Виталий начал с детских лет, которые он провел в небольшом карельском поселке Ухта (ныне Калевала).  Это увлечение поддерживали его родители и особенно отец художника. Долгий путь был проделан Виталием Добрыниным, чтобы достичь мастерства, чтобы задачи, которые он ставит и решает в своих работах, были понятны и находили отклик у зрителей. К заветной мечте он начал идти небольшими шагами, сначала поступил в петрозаводское педучилище. Находясь в армии, Виталий использовал своё свободное время, чтобы поучиться мастерству у псковского педагога Валентина Васильева. 

        Несомненно, самым важным этапом для юноши было поступление и учеба на художественно-графическом факультете Ленинградского педагогического института им Герцена. Он и сейчас, спустя много лет с большим уважением вспоминает своих учителей Л. Кабачека и М. Канеева, которые заложили в художнике крепкую профессиональную основу. Об этом свидетельствует и дипломная работа, которая бережно хранится в мастерской художника. Она посвящена А.С.Пушкину,  получила высшую оценку у педагогов и  выставлялась в Париже, среди  лучших  дипломных работ творческой молодежи, выпускников художественных Вузов России. В этой работе уже намечены те черты, которые в дальнейшем получат развитие  в творчестве художника Виталия Добрынина.

          После окончания института и возвращение в родные места, в строящийся город Костомукшу, для Виталия начинается активный твор-ческий период. Он создает, а затем руководит детской художественной школой и создает галерею живописных работ своих современников. В 80-90 –е годы художником созданы портреты строителей горно-обогатительного комбината Костомукши, жителей города, окрестных деревень, несколько автопортретов, друзей из соседней Финляндии. Среди большого количества произведений есть несомненные творческие удачи молодого художника. Этот период творчества хорошо представлен в  коллекции Музея изобразительных искусств Республики Карелия, в фондах Государственного Русского музея хранится работа В. Добрынина «Мир тетки Дарьи»,  в Государственной Третьяковской галереи –«Дед Иван», 1980 г. которая была отмечена на всесоюзной выставке «Советская Россия».

        Для произведений «Бабка Дарья» 1988г, «Автопортрет» 1986-1987г, «Юный рыбак из Финляндии» 1989г. и др. характерны сложные композиционные построения, крепкий рисунок, интересные цветовые решения, раскрывающие большой потенциал художника.  

            В этот же период В.Добрыниным были созданы произведения,  где  он размышляет о традициях своего народа, о национальной особен-ности карел. Поднимая эти важные вопросы в картинах: «Дорогой Калевалы» 1984 г., «О родной земле на своем берег (писатели:О.Степанов,Я.Ругоев,М.Пирхонен)» 1982-1984г.- художник порой не всегда справляется со столь значительными и сложными темами, но  самое главное, что он обращается к решению этих философских задач.

         Начиная с 90-х годов, творчество художника В. Добрынина заметно меняется. Появляются работы, где ярко отражается индивидуаль-ность художника, формируется собственное видение мира, определен круг тем, которые волнуют мастера, которые ему особенно близки. Первая значительная работа этого периода «Земля и небо Суднозера» 1990 г.. Позже были созданы «Последний житель деревни» 1991 г. «Память о Мунанкилахти» 1992г. Эти произведения уже зрелого мастера, где все оригинально и композиционные, цветовые решения. Художник поднимает тему исчезающих карельских деревень, на примере деревни Мунанкилахти, из которой происходит его род и которая была уничтожена, как не перспективная. Художнику удалось передать эту боль, которая отзывается в сердцах нескольких поколений карелов. В картине «Последний житель деревни Виталий нашел интересное композиционное решение, изобразив пожилую женщину с натруженными руками на фоне своего старинного дома.  Вся поверхность картины  носит следы разрушения, красочный слой растрескался  и возникли утраты. Медленно исчезает все, что когда составляло смысл  существования этих людей. Это напоминает процесс разрушения старинной иконы. Работа производит сильное эмоциональное впечатление, так как чувствуется позиция автора, его боль, его стремление к возрождению родной земли и  карельской культуры., по эмоциональному настрою

        С середины  90-х годов в творчестве художника появляются значительные по глубине разработке темы, по эмоциональному настрою произведения, посвященные эпосу «Калевалы», его героям («У берега Похъелы» 1995 г., «Дурной глаз Похъелы», «Вяйнемейнен» диптих 1995г. и другие). К этой теме художник обращался ранее, но только сейчас накопленный материал оформился в столь необычные по художественному решению произведения.

        Виталий Добрынин хорошо знаком с известным финским ученым, знатоком «Калевалы» Вяйне Кауканеным. Именно он открыл художнику многие тайны эпоса. Большой интерес  всегда вызывала у него личность известного финского фольклориста  Э.Леннрота. Изучение исторических документов, материалов, связанных с  жизнью и творчеством ученого и самое главное путешествие, которое  он совершил вместе с другим известным финским исследователем «Калевалы» - Марку Ниеминеным. В 1987-1988 они совершили поездку по тем местам, где в 19 веке собирал и записывал руны Э.Леннрот. Это поездка стала важной творческой вехой для художника, хочется упомянуть, что маршрут проходил непосредственно по  родным местам Добрынина. Итогом этой поездки стали серия из 30 работ, выполненных в технике акварели. Экспедиция проходила  по территории Финляндии и  по старинным карельским  деревням.Каждый лист из этого цикла состоит из двух или трех частей: иллюстрация к тем описаниям местности или событий, которую нам оставил Э.Леннрот и современное  состояние этих мест. События и пейзажи былых лет решены монохромно  (бежевая и синяя гамма), и насыщенная в цвете другая часть изображения. Листы серии представляют художественный и этнографический интерес для историков, всех любителей культуры Карелии. В 1999 году в Финляндии была издана книга, с этой серией работ и подробным описанием и комментариями исследователя М Ниеминена.Цикл живописных «калевальских работ», созданных в середине 90-начале 2000-х  неоднократно экспонировался на выставках в Музее изобразительных искусств Республики Карелия и за рубежом. Они стали той значительной вехой в творчестве художника. Именно в этих работах раскрылся самобытный талант художника, который современным языком доносит до зрителей глубинный смысл и традиции древних  образов эпоса.