Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Истоки творчества

С первых шагов в искусстве Олега Юнтунена отличали удивительная серьёзность и целенаправленность творческих приисков. Не последнюю роль в этом сыграл пример отца – выдающегося карельского живописца, народного художника СССР Суло Юнтунена.

Петрозаводчане познакомились с творчество О. Юнтунена в начале 70-х годов, когда он показал свои первые графические листы на наших выставках ещё будучи студентом художественно-графического факультета Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Эти работы привлекли внимание зрителей простотой и незамысловатостью мотивов, строгостью и традиционностью формы. В них не было и намёка на чисто внешние формальные эффекты, которыми нередко увлекаются художники.

Олег Юнтунен работает, главным образом, в жанре пейзажа, но в его листах вы не увидите, чтобы безраздельно царила природа. В его пейзажах – городских. Деревенских, композиционных или жанровых – всегда господствует человек, не столько своим непосредственным присутствием, сколько делом рук своих, тем, что он преобразует и осваивает эту природу.

С особым пафосом это прозвучало в одной из ранних серий «Саянская ГЭС. Лето 1976-го», выполненный художником по впечатлениям от поездки в Сибирь на одну из крупнейших строек нашего времени. Первое же знакомство художника с Сибирью произошло в 1974 году, ещё в студенческие годы. В результате появилась серия карандашных рисунков «Шушенское», посвящённому знаменитому селу.

Художник изображает старинные деревянные дома. Листы пронизаны светом и чистотой. Это впечатление усиливает сама манера исполнения рисунков - бережное и в то же время точное прикосновение карандаша к бумаге, лёгкая прозрачная штриховка.

Тога же, в первую. Поездку на Енисей, были созданы листы, рассказывающие о сибирском энергетическом гиганте. Один из карандашных рисунков называется «На строительстве Саяно-Шушенской ГЭС», где творения человека – мощные железобетонные опоры - своим внушительным масштабом спорят с самой природой, доселе недоступной.

Здесь возникает одна из самых животрепещущих проблем нашего времени, мимо которой, разумеется, не может пройти и современное искусство, пытаясь решить её художественными средствами. Это проблема взаимоотношения человека и природы, взаимоотношения живой природы и так называемой второй природы, созданной руками людей. В произведениях Олега Юнтунена эта проблема решается положительно – разумное соседство природы и техники, тактичное вторжение человека в природу. Это относится , прежде всего, к области композиционного пейзажа, объединяющего природу и приметы современной индустрии. График стремится к образному синтезированию этих важных элементов современного реального пейзажа, приведению их к эмоциональному и пластическому единству. Тем самым художник выражает своё представление о возможной сегодня гармонии, красоте и полноте бытия.

Олег Юнтунен пробует свои силы в различных графических материалах. Это рисунки акварелью, карандашом, тушью – пером и кистью. Его лучшие листы отличают высокий профессионализм, умелое владение выразительными возможностями техники. Художник занимается офортом – гравюрой на металле, очень сложной и трудоёмкой техникой, и освоил различные: травленый штрих и т. д. Меняя технику, он добивается не только фактурного, но и эмоционального разнообразия своих листов.

Автор сознательно уходит от подчёркнуто красивых, эффектных мотивов. Стремясь передать выразительность простого, ничем на первый взгляд не примечательного. В офорте «Дом на Сулажгоре» изображён застраивающийся, ещё необжитый, неустроенный и неуютный район. Здесь всё как бы находится в ожидании перемен. Автор акцентирует внимание на тихой, cкромной и в общем-то скудной природе, которая создаёт эмоциональное звучание образа.

Олег Юнтунен отдает явное предпочтение промышленным объектам, технике, природе и очень редко изображает в своих работах людей. Как правило, это отдельные человеческие фигуры, не играющие в композиции существенной роли. Однако его пейзажи нельзя назвать безжизненными. Напротив, в них постоянно ощущается присутствие человека в непрекращающемся трудовом ритме города, в тех изменениях, которые происходят в его облике.

О художниках обычно говорят, что они много путешествуют. Олег Юнтунен успел побывать во многих уголках нашей страны, даже таких далёких, как Сибирь, Урал, Алтай, ездил он и за рубеж, в Финляндию, с выставкой своих работ. Особенно много ему пришлось поездить по Карелии. Это не только встречи с людьми, но прежде всего творческие поездки, итогом которых являются новые произведения.

Тема родного края, родной земли остается главной в творчестве Олега Юнтунена. Сегежа и Костомукша, Калевала и Кемь, тихие карельские деревни – сюжеты его многих рисунков и гравюр. Эти листы различны по своему образному и эмоциональному решению, фактуре и технике исполнения, но они проникнуты искренней любовью художника к своей земле, её неповторимому облику. Эти пейзажи не броски по мотивам. Их отличает эмоциональная сдержанность, свойственная не только самому художнику, но и созвучная нашему северному краю. Мотивы большинства пейзажей самые обычные, даже аскетичные в своей обыденной простоте. Но благодаря человеческой интерпретации художника приобретают и поэтическую выразительность, и особую значимость. Автор умеет передать характерную атмосферу пейзажа, создать нужное настроение.

По своей специальности Олег Юнтунен – педагог. После окончания Ленинградского педагогического института он работал преподавателем в Петрозаводской детской художественной школе, свою творческую деятельность сочетал с педагогической.

 

И. Денисенко.

Статья в связи с присуждением О. Юнтунену премии Ленинского Комсомола. (1981 г.)

 

Денисенко, И. Истоки творчества/И. Денисенко// Онежец.- 1983.- №9.-С.4.