Грант Президента Российской Федерации для поддержки творческих проектов общенационального значения в области искусства

Виртуальная энциклопедия художников Карелии

Юфа Тамара Григорьевна

График, живописец, художник книги

Тамара Юфа (к юбилею художника)

У многих людей, увлекающихся изобразительным искусством, есть свои самые любимые художники. Я очень люблю произведения замечательного карельского художника Тамары Юфа. Они всегда интересные, всегда особенные, непохожие на другие. Юфа пишет картины, рисует, иллюстрирует книги, создает эскизы костюмов для театральных спектаклей. Я думаю, что многие из вас слышали о ней, или видели и читали детские книжки в оформлении этой замечательной художницы: сказки Пушкина, Андерсена, Топелиуса, Братьев Гримм. Она - известный в нашей стране и далеко за ее пределами иллюстратор эпоса «Калевала». Поэтому, конечно, неудивительно, что многие туристы, которые приходят в Музей изобразительных искусств Республики Карелия, в котором я работаю уже много лет, с порога спрашивают, есть ли у нас картины Тамары Юфа. Чаще всего ее картины показываются на выставках, посвященных эпосу «Калевала». Юфа создала целую серию уникальных произведений, которые всегда становятся лучшим украшением любой выставки. «Калевалой» она увлеклась, когда молодой выпускницей Ленинградского художественно-педагогического училища приехала в Карелию, в старинное село Ладва преподавать рисование в школе. Главная тема ее искусства определилась уже тогда. Из всех возможных в «Калевале» тем (а ведь в эпосе рассказывается о сотворении мира, подвигах богатырей, о создании Сампо, кантеле, лодки и о многом другом) художница выбрала для себя самое важное - тему женской судьбы. Героинями ее листов стали: юная Айно и прекрасная невеста Похъелы, мать Айно и мать Лемминкяйнена, хозяйка Похъелы - старуха Лоухи. Посмотрите внимательно на ее картину «Айно в лесу» 1972 года. В ней Айно - неотъемлемая часть природы. Причем лучшая ее часть. В ее страдающей душе находят отклик тихий шепот трав и шелест листьев. Пейзаж, написанный в темных тонах, передает печальное настроение девы, которой предстоит выйти замуж за старого и нелюбимого Вянямейнена. Тамара Юфа создала свой, особый стиль, по которому ее работы безошибочно узнаются. В них плавная, певучая линия словно ткет узор, который объединяет человека и природу. Изысканные орнаменты в изображении одежды и украшений повторяются в изображении мхов, крон и стволов деревьев. В ее заповедных калевальских лесах царит вековая тишина. В темной глади озер, обрамленных причудливо украшенными камнями, отражается узорчатое переплетение деревьев. Теме женской любви, преданности и самоотречению посвящена и картина «Ярославна» по знаменитому произведению «Слово о полку Игореве» (Laulu Igrin sotaretkesta). Муж Ярославны, князь Игорь попал в плен, и любящая жена плачет на фоне почерневшего от горя озера. Ее белоснежное покрывало за спиной — как крыло птицы, как знак ее готовности лететь к любимому. А жемчуг, украшающий платье — как драгоценные слезы, льющиеся на подол платья из глаз Ярославны. И здесь художница использует прием, когда изображение природы и человека дополняют друг друга. По такому же принципу создана и замечательная «Сольвейг», героиня произведения «Пер Гюнт». Хрупкая и нежная Сольвейг всю жизнь ждала своего любимого, который вернулся к ней уже стариком, через много лет. Суровый северный пейзаж, написанный в холодной темно-серой гамме, подчеркивает и оттеняет нежность и хрупкость юной Сольвейг. Ее стойкость можно сравнить с мужеством цветка, храбро выросшим на продуваемой всеми ветрами скале. На портрете кисти художника Валентина Чекмасова Тамара Юфа изображена на фоне чистого листа бумаги. Рядом на стуле — баночки с краской и тонкая кисточка. О чем думает художница в данный момент? Что появится на этом листе? Может быть, одна из ее любимых героинь «Калевалы» или иллюстрация к детской сказке? В свои семьдесят лет она продолжает много трудиться и радовать нас, своих зрителей и почитателей своего таланта. Хочется пожелать замечательному и любимому художнику Тамаре Юфа долгого творческого счастья.

Анита Дункерс